Куршская коса. Неринга

Главная / Виды охоты
Фоторассказ - Как мы закрывали лето на литовской части Куршской косы!
Neringa (Неринга) - красивый литовский курорт. Он расположился на Куршской косе и имеет длину около 50 км. Это удивительное место, с одной стороны оно омывается Балтийским морем, а с другой Куршским заливом. Достопримечательности Неринги - это море, завораживающие дюны и солнечные пляжи, леса, умиротворение рыбацких домиков.

Очень люблю необычные места! Куршская коса однозначно попадает под это определение.Узкая и длинная песчаная полоса суши, отделяющая Куршский залив от Балтийского моря. Длина косы — 98 километров, ширина колеблется от 400 метровдо 3,8 километра.

В этом году в Беларуси и Литве лето не слишком удалось, дождей было больше чем солнечных дней. Последние выходные лета по прогнозам должны были быть солнечными, и мы или я:) решил рвануть с семьей на Балтику.


С одной стороны до Клайпеды из Минска не далеко около 500-530 км, до Ниды 560-590 км. Но с учетом того, что на пути граница, которая съела у нас почти 3 часа, дорога кажется дальше чем из Минска в Москву. Также минут 30 мы потеряли на паромной переправе, которая стоила 11.4 Евро.
Выехав из дома в 5 утра, в Ниде мы были коло 16-00. (Нида - крайний город на Литовской части Куршской косы)

Ожидание парома в Клайпеде.


Гостиниц, гостевых домиков на Куршской косе очень много. За 2-3 недели снять жилье не представляется проблемным (приличный двухместный номер за 30-35 Евро). Так как на косе интересно отдыхать только в хорошую погоду, литовцы планируют отдых там только за неделю, когда можно более менее предсказать погоду.
Я забронировал 4 местный номер за 65 Евро за 5 дней. Букинг говорил, в это время, что 98% жилья на косе уже забронировано.
Нас встретил добродушный хозяин гостиницы Лагуна и заселил в номер. Что мне понравилась, в холле гостиницы стоит стопка карт Куршской косы со всеми достопримечательностями, и хозяин дотошно минут 20-30 рассказывал нам информацию куда съездить на косе (предложил велосипеды, но у нас были свои), где недорого покушать, где лучшие детские площадки, как проехать к пляжу и т.д.

Карта.


На Карте бордовая тонкая линия - это велодорожка!

Нида находится со стороны залива, первым делом мы пересекли косу и поехали на пляж на Балтийском море!
Сосновый лес!


Пляж.

Первый раз я видел Балтийское море, спокойным! Пляж хороший, правда, что бы зайти на глубину, нужно было пройти метров 100-150. Да и водичка была около 18 градусов.

Потом мы поехали в Ниду посмотреть на дюну Парнида

Забрались на смотровую площадку рядом с дюной. Вид на Куршский залив.

Интересные цвета!

Солнечные часы - грандиозный гранитный монумент.

Пески.

Примерно в полукилометре от нас, называется Диджёи ("Большая"). Это - одна из движущихся дюн. Ветер, почти всегда дующий с запада - с моря, постоянно пересыпает её песок таким образом, что она всё время понемногу сдвигается в сторону залива.
На этой фотографии виден и залив - слева и Балтийское море - справа, а также российская граница прямо.

Вид на Ниду с дюны Парнида.

Ну и ещё раз вид на движующуюся дюну Диджёи ("Большая"). Которая движется в год на 5-6 метров.

Дюна.

Далее мы поехали по веломаршруту Нида-Юодкранте, где можно увидеть самую высокую дюну Vecekrugas , а после Первалки (Pervalka) побродить по заповеднику Нагляй (Nagliai) .

Подъем на дюну Vecekrugas - высочайшую дюну на Куршской косе.

Красивые барханы.

Финишная часть подъема на дюну Vecekrugas.

Дюна Vecekrugas - высочайшая дюна на Куршской косе 67,2м. С нее открывается красивый вид на окрестности.
Вид на Куршский залив.

Вид на Балтийское море.

И немного «пустынных» фото.

Дальше поехали посмотреть на колонию серых цаплей и бакланов.

Переночевали и днем направились в латвийскую Лиепаю.
Паром в Клайпеду.

Назад кстати билеты не проверяют, поэтому если ехать с Калининграда, паром окажется бесплатным.

Общий вывод, что поездка оказалась слишком маленькой, если ехать с Минска 590 км с границей слишком тяжело для 1-2 дневного путешествия, да и на самой Куршской косе, есть что посмотреть. Моё мнение, нужно ехать минимум на 3-4 дня. Место кстати, гораздо интересней традиционных литовских курортов как Паланга или латвийских как Лиепая.

Спасибо за внимание!

Потратив весь предыдущий день на обход основных достопримечательностей Паланги и созерцание волнующегося моря с прячущимися от ветра в палатках отдыхающими на его берегу, - на следующий мы не придумали ничего умнее, как просто сбежать из города. Вариантов, куда это сделать, у нас было не так уж и много, выбрали же мы и подавно самый очевидный - на Куршскую косу.

Продолжая проводить параллели с новогодней поездкой семилетней давности , следует сразу добавить, что точно также мы поступили 1 января 2009 года, уехав из Паланги и гостиницы Вандянис в Клайпеду, а оттуда - паромом на косу . Боюсь соврать, во сколько нам обошлась переправа тогда, сейчас же мы отдали за билет туда-обратно 11.60 евро.

Однако, в этот раз свой маршрут по литовской части косы мы решили начать с самой дальней точки: Ниды, - а затем возвращаться обратно к Клайпеде, посещая остальные населенные пункты.

Неринга

Раз уж я заговорил про "литовскую" часть и "населённые пункты", придётся в начале рассказа уделить пару слов административному делению Куршской косы. Во-первых, она располагалась на территории двух государств: России (южная часть) и Литвы (северная) - дальнейшее повествование будет только про литовскую часть. Во-вторых, самый северный её населённый пункт Смильтине (Smiltyne) административно принадлежал Клайпеде, остальные были объединены в один: Нерингу (Neringa).

Наконец, в-третьих, этих самых "городков", входящих в состав Неринги не четыре, а пять: Алкснине (Alksnyne), Юодкранте (Juodkrante), Пярвалка (Pervalka), Прейла (Preila) и Нида (Nida). Алкснине - первую из них, многие просто не замечают, потому что в ней всего два жилых дома, но главное - пропускной пункт, на котором осуществляется оплата въезда в эту самую Нерингу. Зимой 2009 года мы и сами не заметили, как миновали этот участок, заплатив несколько лит. Сейчас же, увидев на заборе цену в 20 евро, наши глаза округлились настолько, что смогли разглядеть деревенские дома левее, через дорогу от КПП, но деваться было некуда и, разменяв очередной "полтинник", мы направились в Ниду.

Нида

Чтобы преодолеть сорок километров, отделяющих Алкснине от Ниды и найти на окраине города парковку, безрезультатно сделав пару кругов по его центру, нам пришлось потратить больше часа, а, учитывая плачевную ситуацию с завтраками в нашей гостинице в Паланге , - первым делом мы завернули в кафе, где провели ещё около получаса, поедая яичницу с выпечкой.


Добравшись наконец до центра, мы обнаружили одно нововведение, которого, если мне не изменяет память, не было семь лет назад - это пару десятков деревянных флюгеров на длинных шестах, установленных на набережной в самом центре Ниды.

Как гласил информационный стенд, в старину такие флюгеры устанавливались на мачтах рыбацких лодок. В его центре размещался флаг, показывающий принадлежность лодки к определённому населённому пункту на берегу Куршского залива. В передней части рыбаки помещали геометрические фигуры, понятные только им самим. По мнению современных исследователей они играли роль талисманов и их назначение было оберегать рыбаков от морской стихии. Всё остальное оформление флюгера было неразрывно связано с историей владельца лодки: начиная с количества лодок и домов и заканчивая размером семьи и событиями из личной жизни.

Насмотревшись на флюгеры, настало время обратиться к схеме города, раздобытой перед этим в туристическом офисе. Однако, проложив примерный маршрут по двум улицам Ниды, к его концу мы напрочь забыли, в каком из увиденных домов жил немецкий писатель Томас Манн или в честь кого была установлена та или иная скульптура.

Прейла

Вернувшись к машине, мы устремились в обратный путь, поставив себе цель посетить все городки Неринги, и первой в наших планах была деревушка Прейла, расположенная в десяти с небольшим километрах севернее Ниды. Несмотря на то, что преодолеть это расстояние мы смогли лишь через час: просто решили по дороге заскочить на пляж, - зато здесь нам повезло с парковкой и, оставив машину на неожиданно освободившемся месте на центральной и единственной улице города, спустя пару минут мы уже добрались до берега залива.

Забегая вперёд, Прейла оказалась нашим "номером один" Куршской косы, обогнав по фотогеничности и Ниду и Юодкранте. Возможно сказалось практически полное отсутствие туристов, а быть может и разгулявшаяся погода, раскрасившая деревушку яркими красками. Из достопримечательностей, отмеченных деревянными столбиками, запомнилось лишь здание немецкой школы, но подробная история о ней к моменту написания этого текста из памяти уже стёрлась.

Пярвалка

Насладившись видами Прейлы, мы двинулись дальше на север, где ещё через десять километров пути нас ждала Пярвалка. И здесь нам откровенно подвезло с парковкой, правда, немаловажную роль в этом везении сыграла разгулявшаяся погода, а точнее вызванная ей жажда, в свою очередь заставившая нас держаться указателей "на магазин", у которого в итоге мы и оставили машину.

Пярвалка нам не понравилась. Несмотря на то, что в центральной части деревни сохранились аутентичных домики, прибрежная часть была отдана под новострой, но хотя возникший в результате коттеджный посёлок и был выдержан в традиционном стиле, наличие стекла и бетона сильно подпортило нам общее впечатление.

Пляж

Купленная и выпитая в магазине вода вызвала смежное желание, для удовлетворения которого нам пришлось повременить с возвращением в Юодкранте. На наше счастье пляж начинался практически сразу после выезда из Пярвалки и хотя парковка тут была уже платная, за посещение туалета платить не пришлось, а коль скоро в нашем распоряжении появился оплаченный час, не дойти до моря было бы неправильно.


Самое время сказать пару слов про пляжи на Курской косе: на одном, как я уже писал, мы были двумя часами раньше возле Ниды, - на другой выбрались рядом с Пярвалкой. В целом они мало чем отличались от пляжей Паланги: те же хаотично разбросанные по песку тела отдыхающих, палатки и минимальная инфраструктура, - однако, нам показалось, что волны были поменьше, да песок пожелтее. Как бы то ни было, на температуре воды и нашем желании окунуться это никак не сказалось - нас хватило лишь на "намочить ноги" и, пройдясь метров сто туда-обратно вдоль берега, мы предпочли вернуться к машине.

Юодкранте

Следующие пятнадцать километров на север промелькнули незаметно и, потратив немногим больше четверти часа, чтобы доехать до Юодкранте, мы обнаружили, что по-сравнению с утром, здесь практически не осталось туристов. И это было неплохо, так как мы без проблем нашли место для машины, но вот ничего умнее, чем снова забраться на "Гору ведьм", мы так и не придумали.

Но возвращаться на "большую землю" нам тоже пока не хотелось, поэтому чтобы как-то разнообразить по-сравнению с 2009 годом осмотр деревянных скульптур, мы вошли в Raganu Kalnas через выход, а вышли, соответственно, через вход.


Проведенного в лесу часа хватило, чтобы окончательно умотать себя ходьбой и, вернувшись в город, мы поняли, что насытились приключениями за этот день по-полной. Забравшись в машину, мы как и семь лет назад решили не посещать своим вниманием ни Смильтине, ни Клайпеду, проложили маршрут до Паланги и через полтора часа приводили себя в чувства в номере отеля. На улице уже стемнело и, решив не искушать судьбу поисками новых ресторанов, мы провели остаток вечера за ужином в уже известном нам по предыдущему дню

Литва, Куршская коса: часть 1 - Нида February 16th, 2015

После следующие три дня нашего путешествия по Прибалтике мы собирались провести на Куршской косе. В 2005-м году мы уже были в российской части Куршской косы и, собираясь через 9 лет в Прибалтику, обязательно запланировали хотя бы ненадолго посетить литовскую часть этого заповедника. Эти дни, в итоге, оказавшись настоящей жемчужиной нашей поездки, став для нас одними из самых особенных и запоминающихся по красоте.

Автостоп.
От Каунаса до Клайпеды было 200км. Выйдя на трассу после долгого перерыва, как это часто бывает, мы сразу немного «зависли», после чего ещё и попали под дождь, который пришлось пережидать на заправке.

К счастью, после первой машины автостопный бог как будто бы вспомнил нас, и всю оставшуюся часть пути драйверы стопились очень быстро. С погодой, можно сказать, тоже повезло: все чередовавшиеся с Солнцем дожди (я насчитал 5) мы проехали на машине.

По обеим сторонам дороги часто попадались пастбища, фермерские хозяйства и ветряки, а водители, как обычно, дополняли эту этнографическую картину своими рассказами из серии «кому на Литве жить хорошо».

До Клайпеды мы добрались, кажется, тремя машинами. Поскольку стартовали мы поздно и изрядно задержались на выезде, осмотр портового города у нас ограничился получасовой прогулкой до паромной переправы.

Куршскую косу от континентальной Литвы отделяет пролив шириной в 500 метров. Переправившись, мы продолжили свой путь и тут же остановили, кажется, первую на моей памяти женщину. Кстати, очень милую, и рассказавшую нам по пути много всего интересного.

Куршская коса – это национальный парк и заповедник, включённый во всемирное наследие Юнеско как один из наиболее красивых и уникальных ландшафтов Европы. Литовская часть косы – это полоска суши 50 на 2-3км. Четыре отдельно стоящих посёлка, разбросанных по всей длине косы, для удобства юридически объединены в один город с красивым названием Неринга и общим населением порядка 3,5 тысяч человек. Когда-то здесь жил, а после войны был эвакуирован в Германию и на сегодняшний день практически исчез народ курсениеков. Но и теперь, отделённые водной преградой местные жители в противовес «косе» называют «Литвой» континентальную часть страны, хоть многие из них и ездят ежедневно в Клайпеду на работу или за покупками.

Нида.

Наиболее привлекательным местом дислокации во всех смыслах для нас выглядел самый крупный и дальний из всех посёлок – Нида. До места мы добрались на ещё одном местном жителе уже ближе к вечеру.

В курортных городах мы решили не искать ночлег на каучсёрфинге, и забронировали из Каунас по Интернету самый дешёвый хостел. Это оказалась бывшая турбаза, превращённая новыми молодыми владельцами в некое подобие хостела, которая располагала всем, что нам нужно: мягкой кроватью, чистым постельным бельём, кухней и Интернетом.

Жильё тем более стоило своих денег, потому что находилось не только прямо на набережной в районе причала и пирса, но и в двух шагах от автостанции и единственного в городе супермаркета, который мы ежедневно с удовольствием посещали.

Первое же, что мы увидели, выйдя после ужина прогуляться к заливу на пирс, был аист, угощавшийся пойманной рыбаками рыбкой.

На следующий день, отправившись исследовать посёлок, мы убедились, что вдоль всего города построена прекрасная новая набережная, просто созданная для променада или катания на велосипеде.

Буквально на каждом шагу есть многочисленные прокаты велосипедов – причём, вернуть велик можно в любом населённом пункте на косе! Очень удобно. А на площади с инфоцентром раздаётся бесплатный WiFi.

Визитной карточкой Неринги и отличительной особенностью пейзажа являются возвышающиеся на высоких столбах рыбацкие флюгеры, которые в Ниде можно встретить практически повсюду.

Появились они в середине 19 века в качестве обозначения территориальной принадлежности рыбацких лодок (чёрно-белые узоры – флаги посёлков) и, следовательно, доступных им для рыбалки зон. Но стараниями рыбаков, украшавших знаки резными узорами и стилизованными символами, они постепенно превратились в родовые гербы со своими канонами и специальными обозначениями. Мотивы могли рассказать о семье владельца, его материальном положении, достижениях в рыболовном деле.

В настоящее время флюгеры выполняют исключительно сувенирную и декоративную функции, красиво паря в облаках на голубом небе.

Нида оказалась прекрасна ещё и тем, что практически все дома в ней сохранили свой исторический облик – традиционные цвета, резные деревянные наличники с черепичной или тростниковой крышей.

Не только такие туристические объекты, как сувенирные лавки, пансионаты и музеи, но и простые жилые дома выглядят так же, как и в начале 20 века.

Атмосфера для жизни создаётся просто сказочная – хочется открыть семейный пансионат в одном из таких домиков, поселиться в нём и больше никуда не уезжать.

Большой дом на заднем фоне – музей Томаса Манна.

О главном местном промысле – рыболовстве можно узнать в небольшом рыбацком музее.

Янтарное ремесло широко представлено в ювелирных галереях.

На холме мы нашли ещё одну архитектурную достопримечательность – расположенную на возвышении новую католическую церковь – редкий пример удачного современного проекта религиозного здания.

В отличие от , о которой я рассказывал в своих стамбульских заметках, в проекте костёла в Ниде за основу взяты традиционные природные материалы. В интерьере и экстерьере активно здания используется дерево, а крыша костёла сделана из тростника.

Кроме необычной колокольни и является форма здания, интересным решением является задняя стена, которая полностью раздвигается, добавляя к залу летний амфитеатр.

Внутри шла служба, поэтому фотографировать интерьер мы не стали.

Ещё одним достойным внимания объектом Ниды оказалось поистине уникальное этнографическое кладбище XIX - XX в.в.

Здесь до сих пор остались уникальные деревянные надгробные памятники оригинальной формы - надгробные кресты, характерные только для Куршской косы.

В крестах мужчин вырезались головы коней, мотивы растений и птиц, а в женских надгробных памятниках рядом с мотивами птиц - мотивы растений и сердца.

Каждое из них уникально.

Всё отреставрировано, очень ухожено. Кладбище открыто для свободного посещения.

Литва, Куршская коса: ч.1 - Нида

Литва, Шауляй, Гора крестов
Латвия, Рига
Латвия, Юрмала
Эстония, Таллин, ч.1
Эстония, Таллин, ч.2
Эстония, Лахемаа, Виру
Эстония, Тарту


Страницы: 1

Вдоль побережья Балтийского моря: частично в России, а частично в Литве - тянется 98-километровая полоса суши саблевидной формы: Куршская коса.


Ее название, как и имя залива, отделенного ею от моря, связано с древними племенами "курши", жившими здесь до колонизации Пруссии немцами. За свой удивительный рельеф и биоразнообразие Куршская коса в 2000 году была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающийся культурный ландшафт.


Ширина этой песчаной полосы колеблется от 400 до 3800 метров. Российско-литовская граница находится на 49-м километре, если считать от города Зеленоградск Калининградской области. И со стороны России, и со стороны Литвы Куршская коса официально является природоохранной территорией со статусом национального парка. 72% территории занимают леса, в которых произрастает более 600 видов деревьев, кустов и растений.


Здесь обитают лось, косуля, кабан, лиса и другие животные: в общей сложности 296 видов. Но еще больше на Куршской косе птиц: по ней проходит древний миграционный путь 160 видов пернатых из северных районов Европы на юг континента и в Северную Африку.


В дни миграций над косой ежедневно пролетают до миллиона птиц, и еще 102 вида гнездится постоянно. Это дало Куршской косе неофициальное имя "птичий мост", а изучают этих представителей фауны ученые, работающие на старейшей в Европе орнитологической станции, основу которой заложил немецкий орнитолог И. Тиинеман еще в 1901 году.


По всей протяженности косы есть песчаные пляжи, позволяющие искупаться как в пресноводном заливе, так и в соленом Балтийском море. Сам по себе курортный сезон - короткий, но наслаждаться природными достопримечательностями Куршской косы можно с мая по ноябрь. Здесь создано множество интересных туристических маршрутов, которые можно увидеть на наших панорамах.


К сожалению, Куршская коса является очень уязвимой природной территорией. Уже к началу XVII века вырубка лесов поставила этот участок суши на грань экологической катастрофы: дороги, деревья и здания стали постепенно перекрываться странствующими дюнами.


Лишь после того, как блуждающие пески вызвали обмеление прибрежной части залива и стали угрожать существованию судоходства, местные власти (в то время это были правители Восточной Пруссии) начали предпринимать решительные меры по борьбе с опустыниванием и эрозией. А для того, чтобы отсечь прямое поступление песка с морских пляжей, был построен защитный дюнный вал - авандюна, протянувшаяся вдоль всего стокилометрового морского побережья.


Усилия по сохранению этого памятника природы продолжаются и в наши дни, но стихия постоянно оказывается на шаг впереди.


Из-за часто бушующих балтийских штормов, сопровождающихся сильными ветрами, песчаные пляжи размываются, а дюны сползают в воду. Наши панорамы позволяют сохранить живописные пейзажи Куршской косы хотя бы в виртуальном формате.

Куршская коса - это 97-ми километровая полоса суши между Балтийским морем и Куршским заливом. Более 5.000 лет тому назад её сформировали морские волны и течения, песок и ветер. Сегодня это уникальный природный памятник. Светлая полоса суши, уникальность рельефа которой сформирована морем и ветром, самые высокие в северной Европе песчаные дюны. К настоящей уникальности в большой мере причастен человек. В XV-XVII в.в. были вырублены леса, начали двигаться и песчаные дюны, засыпавшие деревни. После безжалостного уничтожения лесов на Куршской косе человек сам начал восстановительные работы. Двести лет назад начали формировать защитную дюнную насыпь, сажать леса. Защитить от природной стихии могла только обдуманная деятельность человека. Процесс восстановления был длинным и тяжелым, поэтому настоящая растительность, редкие и только этому краю характерные растения требуют особенной опеки, большого и постоянного внимания.

Флора национального парка Куршской косы насчитывает около 900 видов растений (из них 31 занесён в Красную книгу Литвы), встречается около 40 видов млекопитающих и около 300 видов птиц. В 2000 году национальный парк Куршской косы был включён в список Мирового наследия ЮНЕСКО как объект культурного ландшафта в системе ценностейприродного и культурного наследия. В настоящее время Куршская коса приравнивается к таким национальным паркам как Игуазу (Аргентина), Какаду (Австралия), Казиранга (Индия), Тонгариро (Новая Зеландия).

Северная и самая большая часть Куршской косы принадлежит Литовской Республике. Остальная часть, принадлежит Калининградской области Российской Федерации. В 1923 г. северная часть Куршской косы (территория длинной 52 км) досталась Литовской Республике. В 1939-1945 г. вся Неринга принадлежала Германии. Лето 1944 г. для Куршской косы стало решающим. При приближении фронта все местные жители были вынуждены отступить в глубину Германии и многие из них назад уже не вернулись. Оборвалась многовековая культурная традиция Куршской косы, где переплетались немецкий, литовский языки, язык племени куршининков, их обычаи. Исчезли туземцы Неринги, в течение нескольких веков которые создавали своеобразное этническое общество рыбаков. Остались только дюны, леса и опустевшие поселки рыбаков. В послевоенный период территория была заселена пришельцами из Большой Литвы и других республик, принадлежавших тогдашнему Советскому Союзу.

После Второй мировой войны северная часть полуострова опять перешла Литве. Часть Неринги, в настоящее время принадлежащая Литовской Республике (0,8 тыс. га), администрируется самоуправлением города Клайпеды, а остальная часть (около 25,6 тыс. га) - самоуправлением Неринги. Южная часть косы принадлежит Калининградской области Российской Федерации.

Основные факты о Куршской косе:

    площадь - 180 км 2

    длина - около 98 км

    ширина пляжа - от 10 до 50 метров

    самое широкое место у мыса Бульвикиса (4 км на северо-запад от Ниды) - 3,8 км

    самое узкое место у поселка Шаркува, в области Караляучуса - 380 м.

    в Неринге всего около 2 км 3 песка

    леса занимают 6852 га (70 % суши)

    пахотная земля - 5 га, пастбища, луга - 17 га, внутренние воды -1 га, дороги - 232 га, пески - 2485 га, застройки - 152 га, болота - 28 га, сады - 2 га.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ о Неринге

  • морской музей Литвы

Интересно. Не все знают, что литовские дюны - самые высокие в Восточной Европе. Ещё одна местная достопримечательность - дикие кабаны-попрошайки. Они настолько привыкли к людям, что выходят из леса на дорогу и останавливают машины в надежде получить еду.

© 2024 locusterra.ru -- ОхотаГуру - Информационный портал