Жизнь на кунашире. Курильские острова: жизнь в медвежьем краю

Главная / Дикие животные

Что же такого в этих Курилах, что за них так бьётся Япония? Давайте посмотрим на жизнь на островах с обычной человеческой точки зрения.

1) Для посещения Курильских островов нужно специальное разрешение, поскольку это пограничная зона. Выдаётся оно в пограничном управлении ФСБ Южно-Сахалинска. Нужно прийти в будний день с 9:30 до 10:30 с паспортом и его копией, и только на следующий день вы получите пропуск. Так что любому путешественнику придётся на один день задержаться в городе.

2) Планировать маршрут по Курилам - совсем не то же самое, что расписать свой путь по Европе. Давайте разберёмся. Всего 56 островов, из них наиболее популярные - Кунашир и Итуруп. Добраться до них можно только двумя способами, и оба не из простых. На самолёте: из Южно-Сахалинска до Курильска (остров Итуруп) или из Южно-Сахалинска до Южно-Курильска (остров Кунашир). По понедельникам и четвергам рейсов нет в принципе, а билеты нужно покупать за несколько месяцев, иначе просто всё уже будет раскуплено. На теплоходе: отправляется из города Корсаков Сахалинской области всего два раза в неделю. В пути - от 18 до 24 часов. Но купить билеты можно только непосредственно в кассах на Сахалине и на Курилах, никакой онлайн-продажи нет. Так что чаще всего их разбирают местные жители.

3) На Курилах можно застрять надолго, просто потому, что вы не сможете вернуться на материк. В плохую погоду не ходят теплоходы и не летают самолёты. Местные даже шутят, что аэропорт Кунашира построен в месте, где как раз чаще всего бывают туманы и облачность. И речь идёт не о задержке рейса на пару часов. Есть вероятность провести на Курилах лишнюю неделю-другую. Паромное сообщение тоже ненадежно. Этим летом один из двух теплоходов просто сломался.

4) Собственно, непогода на Курилах очень часто. Зимой холодно, летом прохладно, но всегда влажно - либо снег по пояс, либо туманы, морось, дожди и тайфуны. Пусть средняя температура самого холодного месяца, февраля, - минус 7 градусов - не кажется цветочками, поскольку всегда дуют сильнейшие ветра. На островах творится климатический кавардак: в Южно-Курильске может идти дождь, а уже в 13 километрах от города светит солнце, потом снова дождь, и вот на 17-м километре снова солнце!

5) На Курилах есть пять отелей. Гостиница «Айсберг» (3 номера), «Восток» (11 номеров), «Флагман» (7 номеров) - на Кунашире, гостиницы «Остров» (11 номеров) и «Итуруп» (38 номеров) - соответственно, на Итурупе. Итого - всего 70 номеров! Стоит это удовольствие около 3 тыс. рублей за двухместный номер. Местные же советуют всегда узнавать, есть ли свободные номера в российско-японском доме дружбы в Южно-Курильске. Во время приезда на Кунашир японских туристов номера русским не сдаются. Приоритет отдаётся иностранцам.

Курилы и Япония

6) Японию видно практически из окна. Есть несколько наиболее выгодных локаций - на Кунашире на 13-м и на 17-м километрах с побережья лучше всего можно разглядеть японскую землю. Но погода должна быть ясной.

7) Везде на Курильских островах проглядывается японское прошлое. Есть бывшие японские заводы, японские кладбища, а практически всё тихоокеанское побережье Кунашира около устьев рек усыпано осколками довоенного японского фарфора и пустыми бутылками японского пива - хорошее место для археолога или просто коллекционера!

8) На Кунашире можно посетить японский склад левых сапог (точнее, то, что от него осталось). Почему именно левых сапог, а не пары? Это связано с тем, что в японской армии правые и левые сапоги хранились отдельно во избежание воровства, а ещё чтобы ими не смог воспользоваться противник, если обнаружит склад.

Курилы и природа

9) Курилы - это в первую очередь вулканы! На островах около 160 вулканов, 40 из которых - действующие. Только вслушайтесь в их названия: Стокап, Богдан Хмельницкий, Чирип, Буревестник, Демон, Иван Грозный, Медвежий, Мачеха, Дракон, Ермак, Кудрявый, Меньшой Брат.

10) Ещё Курилы - это уникальная флора и фауна. Здесь вместо травы растёт бамбук вдоль дорог, а рядом с елью можно увидеть шелковицу и магнолию. Курильский бамбук, кстати, достигает 3,5 метров. И повсюду россыпь ягод - морошка, брусника, голубика, черника, костяника, княженика, китайский лимонник, красника и другие.

11) На Курилах можно запросто столкнуться с медведем. Одним из самых медвежьих краев считаются окрестности вулкана Тяти Кунашира.

12) Курильские острова - это родина кошачьей породы курильский бобтейл. Оттуда в конце XX века курильский бобтейл был завезён на материк. Отличительная черта породы - это короткий хвост, как его ещё называют - хвост-помпон.

Курилы и курильчане

13) Почти у каждого курильчанина есть автомобиль. Чаще всего это японские джипы. Но на островах нет ни одной заправки! Жители заказывают бочки с топливом из Южно-Сахалинска или Владивостока. Только в этом году к 1 октября местные власти Итурупа пообещали организовать первую АЗС.

14) Дома на Курильских островах почти все двух- и трёхэтажные. Пятиэтажки уже считаются высотками, и они скорее редкость. Всё из-за высокой сейсмичности региона.

15) Отпуск у курильчан «северный» - 62 дня в год, а ещё для жителей южных островов Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа Хабомаи) действует безвизовый режим с Японией. Однако на самом деле местные редко пользуются этим правом - в среднем за год туда с Курил ездит около 400 человек (всего на Курилах живет чуть более 19 тыс. человек).

16) Курильчане - люди открытые и добрые, так отзываются о них побывавшие на островах путешественники. Если вы турист, то без внимания и интереса со стороны местных людей вы не останетесь, вас обязательно спросят о вашей жизни и расскажут про свою, порекомендуют посетить уникальные достопримечательности, а иной раз и вызовутся сами доставить вас до них.

10:47 — REGNUM Жители России, решившие поехать работать на Курильские острова, теперь не смогут рассчитывать на подъемные выплаты и компенсации. Правительство островного региона заморозило выплаты до 2019 года, сообщает корреспондент ИА REGNUM .

Алексей Лукашевич

ФЦП по развитию Курильских островов тяжким бременем легла на бюджет островного региона, который, после перераспределения нефтегазовых доходов от проекта Сахалин-2, сверстан на 2018 год с дефицитом в 10 млрд рублей, а после уточнения дефицит вырос до 12 млрд. Между тем, эту ношу региональный бюджет «везёт» практически в одиночку, не смотря на федеральный статус программы.

Вчера правительство Сахалинской области приняло Постановление № 65 о приостановке сразу нескольких программ по поддержки профессиональных кадров, приезжающих на Курильские острова. Согласно документу, те, кто решил переехать на Курилы, лишаются возможности получить подъемные на приобретение жилья — 1 млн 100 тыс. рублей, отменены компенсации на оплату части расходов на жилое помещение, а также — право на бесплатное повышение квалификации.

Постановление принято в рамках исполнения закона о бюджете 2018 года и плановом периоде на 2019 и 2020 года.

Это не первые «урезания» финансовой помощи тем, кто решил связать жизнь с Курилами. В 2017 году правительство региона уже сокращало такие выплаты. Причем, существенно.

Компенсация на приобретение жилья составляла до февраля 2017 года 1 млн 800 тыс. рублей, а после принятия постановления правительства понизилась до 1 млн 100 тыс. рублей, сообщало ИА Сахалин. Инфо .

Программа субсидирования для желающих приехать жить и работать на Курилах была создана в 2016 году. Срок действия — до 2025 года. На ее финансирование было отпущено 567 млн рублей. В 2016 году на эти цели должно было быть отпущено 76,4 млн рублей, но половину суммы бюджет сэкономил в связи с тем, что желающих связать свою жизнь с отдаленными островами, было крайне мало. На 2017 год в планах по финансированию значилось 84,7 млн, на 2018 — 90 млн. Но выплаты заморожены.

ФЦП по развитию Курильских островов, несмотря на статус федеральной, финансируется, в основном, из бюджета Сахалинской области. В октябре 2017 года правительство РФ объявило о выделении дополнительного финансирования на ФЦП, но уже в декабре, вопреки собственным же заявлениям, урезало ее в три раза — вместо 6,7 млрд рублей на 2018 год оставили только 2,12 млрд рублей. Эти деньги предназначены для развития связи, необходимой военным (по линии Ростелекома) и на создание центра мониторинга ЧС.

Все остальное — строительство жилья, инфраструктурных объектов, школ, больниц несет региональный бюджет.

Территориальные споры есть и в современном мире. Только Азиатско-Тихоокеанский регион имеет несколько таких. Самый серьезный из них - территориальная дискуссия за Курильские острова. Россия и Япония являются главными ее участниками. Ситуация на остовах, которые считаются своего рода между этими государствами, имеет вид дремлющего вулкана. Никому не известно, когда же он начнет свое "извержение".

Открытие Курильских островов

Архипелаг, расположенный на границе между и Тихим океаном, является Курильскими островами. Он тянется от о. Хоккайдо до Территория Курильских островов состоит из 30 больших участков суши, окруженных со всех сторон водами моря и океана, и большого количества маленьких.

Первая экспедиция из Европы, которая оказалась возле берегов Курил и Сахалина - это голландские мореплаватели под руководством М. Г. Фриза. Данное событие произошло в 1634 году. Они не только совершили открытие этих земель, но и провозгласили их как голландскую территорию.

Землепроходцы Русской империи также изучали Сахалин и Курильские острова:

  • 1646 - открытие северо-западного сахалинского берега экспедицией В. Д. Пояркова;
  • 1697 - В. В. Атласову становится известно о существовании островов.

В то же время на южные острова архипелага начинают приплывать японские мореплаватели. К концу 18 века здесь наблюдается появление их факторий и рыбалок, а несколько позже - научных экспедиций. Особая роль в исследования принадлежит М. Токунай и М. Риндзо. Приблизительно тогда же на Курильских островах появляется экспедиция из Франции и Англии.

Проблема открытия островов

История Курильских островов до сих пор сохранила дискуссии по поводу вопроса об их открытии. Японцы утверждают, что именно они первыми нашли эти земли в 1644 году. Национальный музей японской истории бережно хранит карту того времени, на которой нанесены соответствующие обозначения. Согласно их мнению, русские люди появились там несколько позже, в 1711 году. К тому же русская карта этой местности, датированная 1721 годом, обозначает ее как «Острова японские». То есть первооткрывателем этих земель была Япония.

Курильские острова в русской истории впервые упоминаются в отчетном документе Н. И. Колобова царю Алексею от 1646 года об особенностях странствий Также данные хроник и карт средневековой Голландии, Скандинавии и Германии свидетельствуют о коренных русских селениях.

К концу 18 века состоялось официальное присоединение их к русским землям, а население Курильских островов приобрело российское подданство. В то же время здесь начали взиматься государственные подати. Но ни тогда, ни несколько позже не было подписано никакого двустороннего русско-японского договора или международного соглашения, которые бы закрепляли права России на эти острова. К тому же их южная часть не находилась под властью и контролем русских.

Курильские острова и отношения между Россией и Японией

История Курильских островов начала 1840 годов характеризуется активизацией деятельности английских, американских и французских экспедиций на северо-западе Тихого океана. Этим обусловлен новый всплеск заинтересованности России в установлении отношений с японской стороной, имеющих дипломатический и торговый характер. Вице-адмирал Е. В. Путятин в 1843 году стал инициатором идеи о снаряжении новой экспедиции на японскую и китайскую территории. Но она была отклонена Николаем I.

Позже, в 1844 году, его поддержал И. Ф. Крузенштерн. Но и это не получило поддержки императора.

В это период российско-американской компанией предпринимались активные действия для установления хороших отношений с соседней страной.

Первый договор между Японией и Россией

Проблема Курильских островов решилась в 1855 году, когда Япония и Россия подписали первый договор. Перед этим состоялся достаточно длительный переговорный процесс. Он начался с прибытия Путятина в Симоду в конце осени 1854 года. Но вскоре переговоры были прерваны интенсивным землетрясением. Достаточно серьезным осложнением была и поддержка, которую предоставили французские и английские правители туркам.

Главные положения договора:

  • установление дипломатических связей между этими странами;
  • предохранение и покровительство, а также обеспечение неприкосновенности имущества подданных одной державы на территории другой;
  • проведение границы между государствами, расположенной возле островов Уруп и Итуруп Курильского архипелага (сохранение неделимой);
  • открытие некоторых портов для русских мореплавателей, разрешение проведения здесь торговли под присмотром местных чиновников;
  • назначение консула России в одном из этих портов;
  • предоставление права экстерриториальности;
  • получение Россией статуса самого большого благоприятствования.

Япония также получила со стороны России разрешение торговать в порте Корсаков, размещенном на территории Сахалина, на протяжении 10 лет. Здесь было учреждено консульство страны. При этом исключались какие-либо торговые и таможенные пошлины.

Отношение стран к Договору

Новый этап, который включает история Курильских островов - это подписание русско-японского договора 1875 года. Он вызвал неоднозначные отзывы со стороны представителей этих стран. Граждане Японии считали, что правительство страны поступило неправильно, променяв Сахалин на «незначительную гряду камешков» (так они называли Курилы).

Другие же просто выдвигали заявления об обмене одной территории страны на другую. Большинство из них склонялось к мысли о том, что рано или поздно наступит такой день, когда война все же придет на Курильские острова. Спор между Россией и Японией перерастет в военные действия, и начнутся сражения между этими двумя странами.

Аналогичным образом оценивала ситуацию и русская сторона. Большинство представителей этого государства считали, что вся территория принадлежит им как первооткрывателям. Поэтому договор 1875 года не стал тем актом, который раз и навсегда определил размежевание между странами. Он также не смог быть средством предотвращения дальнейших конфликтов между ними.

Русско-японская война

История Курильских островов продолжается, а следующим толчком к осложнению русско-японских отношений стала война. Она состоялась, несмотря на наличие договоров, заключенных между этими государствами. В 1904 году состоялось вероломное нападение Японии на территорию России. Это произошло до того, как было официально объявлено о начале боевых действий.

Японский флот напал на русские корабли, которые находились на внешнем рейде Порт-Артуа. Таким образом, была выведена из строя часть мощнейших кораблей, принадлежащих русской эскадрилье.

Самые существенные события 1905 года:

  • самая большая сухопутная Мукденская битва в истории человечества на то время, состоявшаяся 5-24 февраля и закончившаяся отходом армии России;
  • Цусимское сражение в конце мая, завершившееся уничтожением русской Балтийской эскадры.

Несмотря на то что ход событий в этой войне как нельзя лучше складывался в пользу Японии, она была вынуждена пойти на мирные переговоры. Это было связано с тем, что экономика страны была очень истощена военными событиями. 9 августа в Портсмуте началась мирная конференция между участниками войны.

Причины поражения России в войне

Несмотря на то что заключение мирного договора определило в некоторой степени то, в каком положении находились Курильские острова, спор между Россией и Японией не прекратился. Это вызвало значительное количество протестов в Токио, но последствия войны были очень ощутимыми для страны.

В ходе этого конфликта состоялось практическое полное уничтожение Тихоокеанского флота России, было убито более 100 тысяч ее солдат. Также произошла остановка экспансии русского государства на Восток. Результаты войны были неоспоримым свидетельством того, настолько слабой являлась царская политика.

Это было одной из главных оснований революционных действий в 1905-1907 гг.

Важнейшие причины поражения России в войне 1904-1905 гг.

  1. Наличие дипломатической изолированности Российской империи.
  2. Абсолютная неготовность войска страны к проведению боевых актов в непростых обстановках.
  3. Бесстыдная измена отечественных заинтересованных субъектов и бесталанность большинства русских генералов.
  4. Высокий уровень развития и подготовленности военной и экономической сферы Японии.

До нашего времени неразрешенность Курильского вопроса представляет собой большую опасность. После Второй мировой войны так и не был подписан мирный договор по ее итогам. От этого спора русские люди, как и население Курильских островов, не имеют абсолютно никакой пользы. Более того, такое состояние дел способствует порождению неприязни между странами. Именно скорейшее решение такого дипломатического вопроса, как проблема Курильских островов, является залогом добрых соседских отношений между Россией и Японией.

Чем интересны Курильские острова и возможно ли самостоятельно организовать путешествие? Кому сейчас принадлежат Курилы: суть конфликта Россия-Япония.

Острова Сахалинской гряды, граничащие с Японией, считаются восточным чудом природы. Речь, конечно же, идет о Курильских островах, чья история так же богата, как и природа. Для начала стоит сказать, что борьба за 56 островов, расположившихся между Камчаткой и Хоккайдо, началась с момента открытия.

Курильские острова на карте России

Курильские острова - страницы истории

Так, в конце 16 – начале 17 столетия, когда русские мореплаватели нанесли на карту доселе неизведанные земли, оказавшиеся обитаемыми, начался процесс присвоения необжитых территорий. В ту пору Курильские острова населял народ, зовущийся айанами. Российские власти пытались привлечь этот народ в свое подданство любыми методами, не исключая силовых. В итоге айаны, вместе со своими землями, все-таки перешли на сторону Российской империи в обмен на отмену податей.

Ситуация в корне не устроила японцев, которые имели свои виды на эти территории. Дипломатическим методами прийти к разрешению конфликта не удалось. В итоге, согласно документу от 1855 года, территория островов считается неразделенной . Ситуация обрела ясность только после окончания Второй мировой войны, когда удивительная территория с суровым климатом была передана в официальную собственность.

Согласно новому миропорядку Курильские острова перешли во владение Советского Союза - государства-победителя. У японцев, сражавшихся на стороне гитлеровцев, шансов не было.

Кому на самом деле принадлежат Курильские острова?

Несмотря на итоги Второй мировой войны, которые закрепили за СССР право владения Курильскими островами на мировом уровне, Япония по-прежнему претендует на территорию. До сих пор между двумя странами не подписан мирный договор.

Что происходит в настоящее время - в 2019 году?

Сменив тактику, Япония идет на компромисс и в настоящее время оспаривает право собственности России лишь на ЧАСТЬ Курильских островов. Это Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа Хабомаи. На первый взгляд это малая часть Курил, ведь всего в архипелаге 56 единиц! Смущает один момент: Итуруп, Кунашир, Шикотан - это единственные курильские острова, где есть постоянное население (около 18 тыс. человек). Они же расположены ближе всего к японской «границе».

Японские и мировые СМИ, в свою очередь, подбрасывают дровишек в топку конфликта, муссируя тематику и убеждая рядовых граждан Японии, что Курильские острова им жизненно необходимы и несправедливо захвачены. Когда, кем, в какой момент - не суть важно. Главное, создать как можно больше потенциальных очагов конфликтности вокруг одной необъятной, но немного непутевой страны . Вдруг повезет, и где-то дело «выгорит»?

Представители РФ в лице президента и МИДа сохраняют спокойствие. Но не устают лишний раз напомнить, что речь идет о территории России, которая принадлежит ей по праву. Ну в конце концов ведь не предъявляет претензии Польше на Гданьск и - на Эльзас и Лотарингию 😉

Природа Курильских островов

Занимательна не только история освоения островов, но и их природа. По сути, каждый из Курильских островов - это вулкан, причем добрая часть этих вулканов являются ныне действующими . Именно благодаря вулканическому происхождению, природа островов так разнообразна, а окружающие ландшафты - рай для фотографов и геологов.

Извержение вулкана Крымский (Курильские о-ва, Россия)

Местные жители. Медведи Курильских островов.

На Курильских островах имеется множество геотермальных источников, которые образуют целые озера с горячей водой, насыщенной полезными для здоровья микро- и макроэлементами. На Курильских островах проживает огромное количество животных и птиц, многие из которых встречаются встречаются только в этих краях. Богат и растительный мир, представленный по большей части эндемиками.

Путешествие на Курильские острова 2019

По своим параметрам территория Курильских островов подходит для путешествий как нельзя лучше. И пусть климат суровый, почти нет солнечных дней, высокая влажность и обилие осадков - погодные недостатки сторицей покрываются красотой природы и удивительно чистым воздухом. Так что если вас беспокоит погода на Курильских островах, то ее можно пережить.


береговая линия

Аэропорт хоть и новый, но самолеты все равно летают нерегулярно и не только из-за плохой погоды, а просто находят более выгодные маршруты...

Новые дома, которые надо было построить еще пару лет назад...После разрушительного землетрясения 1994 года в Южно-Курильске, 90% жилого фонда всего района стало аварийным.

а вот это, судя по всему, старый дом..

На Кунашире почти, как в Индии, коровы ходят по улицам и питаются из мусорных контейнеров.

На Курильских островах любят Путина и "Единую Россию"

Половина товаров в магазине из Японии, собственно берега Японию видно из окна тоже магазина невооруженным взглядом..

и такие магазины там тоже есть...

Термальные источники на территории военного городка

Чтобы попасть на эти источники нужно долго и упорно просить разрешение и пропуск

И только тогда вам позволят ощутить теплоту, красоту этих источников..

Теперь буквы, как и обещала.

Курильские острова - это действительно край земли, и добираться туда соответственно тяжело..
из Москвы долететь до Южно-Сахалинска ("всего" 9 часов), из Южно-Сахалинска доехать до порта Корсаков, а оттуда на теплоходе до Курил. или самолетом из Южно-Сахалинска до Кунашира...
Как и на самолет, так и на теплоход билеты достать очень сложно...
Самолеты не летают, то из-за плохой погоды, то просто отказываются, выбирая более выгодный маршрут и рейс.

Здесь статья на английском языке на сайте win.ru:

Кому на Курилах жить хорошо?

Президент России – Дмитрий Медведев 1 ноября посетил Кунашир - один из Курильских островов, которые Токио считает своей территорией. Японские политики болезненно отреагировали на эту поездку, отозвав своего посла из России. Президент РФ ознакомился с работой геотермальной станции, пообщался с жителями острова и посетил строящиеся объекты. Мы же последовали по стопам президента и поговорили с теми же жителями Кунашира, расспросили о жизни на Курилах, о новых преобразованиях на островах, о функционировании новой геотермальной станции и о русско-японском конфликте.

Алексей, 39 лет, работает в администрации Южно-Курильска, отец семейства: трое детей (Лиза-3 года, Оля- 13 лет, Владислав - 14 лет). Семья живет на Кунашире на втором этаже в квартире номер 4 в новом доме, который посетил президент Медведев 1 ноября. Президент посетил квартиру напротив - соседей Алексея.
Я живу на Кунашире с 1981г., когда приехал сюда с моими родителями. Родился я в Нижнем Новгороде. Эту новую квартиру мы получили в апреле 2010г. и ждали её в очереди с 1997г. Всё это время жили все вместе с тремя детьми в маленькой комнатке. Теперь у нас трёхкомнатная квартира общей площадью 78 м2 , большая кухня, из окна которой в хорошую погоду видна Япония. Квартира очень теплая, отопление проходит от новой геотермальной станции. Этот дом построили всего за 6 месяцев, строительство началось осенью 2009г.

Дина, жена Алексея, 34 года, родилась в Уфе. На Кунашире живет с 2002г., работает в отделе культуры администрации Южно-Курильска, методист по обучению детей.
Я из окошка кухни видела, как в наш дом входит президент Медведев. Конечно, очень приятно было! Не к каждому человеку в дом приходит президент!
Что на Кунашире плохо, так это медицинское обслуживание - здесь невозможно сделать никакие медицинские обследования, анализы. Поэтому мы лечимся в отпуске, и часто на лечение уходит весь отпуск.

Алексей: От насморка нас тут могут вылечить, а всё остальное нужно на Сахалин ехать лечить! Здесь нет никаких спортивных комплексов, спортивных залов, пообещали построить, но пока ничего этого нет!
Кроме того, у нас нет асфальта, а по щебёнке ходить трудно и пыльно. Вот сделали небольшие дорожки из камня для пешеходов в самом центре города. А асфальтировать дороги только обещают.

Алексей: Да, правда! Нам здесь не хватает зелени и асфальта, как атрибута цивилизации. Нет дорог – это и есть признак отдаленности! Сейчас купили в Южно-Курильск небольшой асфальтовый заводик и обещают асфальтировать дороги в будущем году.
Пока одна настоящая радость у нас - красивая природа, чистое море! Держит здесь нас это место и работа!

Дина: Куда переезжать сложно, где найдёшь работу!? А здесь мы и раньше никакой отдаленности от центра не чувствовали и сейчас не ощущаем!

Алексей: Телевизоры у нас показывают 5 каналов ТВ- НТВ, РТР,1-й канал, Культура и 5-й канал (Петербург).У многих есть спутниковые тарелки и они могут смотреть 50-60 каналов. Мобильная связь у нас хорошо работает уже как 4-5 лет, есть Мегафон, Би-Лайн и МТС. За квартиру мы в месяц платим всего 6000 руб., из них за отопление - 3600 руб. Моя зарплата – 40 тысяч рублей в месяц, у Дины – 20 тысяч, это зарплата бюджетника. Но военные здесь получают очень много, пограничники, если это капитан, например, 120-140 тысяч рублей, начальник заставы больше 200 тысяч рублей, и милиция-100 тысяч рублей. Поэтому силовики с удовольствием едут сюда работать. Работающие в культуре здесь получают, как бюджетники мало: от 15 до 23 тысяч рублей.

Дина: Да, у работников культуры, у бюджетников зарплата небольшая, а продукты стоят дорого: молоко, например, 80 рублей! В отпуск мы ездили в Москву, в Абхазию в прошлом году ездили с детьми, в Гагры. Не очень понравилось, море там грязное. У нас чище, красивее! Это какой-то советский заповедник!

Алексей: По безвизовому обмену я был в 1996г. в Японии. Понравилось, но чтобы я там что-то такое увидел и умер, такого не было! Всё очень чисто, это да! Но у меня и в 90-е годы не было такого настроения, чтобы продаваться японцам. И зачем им заселять наши острова, у них свои японцы не очень-то едут жить на Хоккайдо! А вот сделать здесь свободную экономическую зону – это да, давно пора уже! Лет-15-20 только и говорят об этой свободной экономической зоне! Вот наши дети уедут отсюда учиться в другое место, а вернутся работать сюда им некуда, рабочих мест нет. А если бы появилась свободная экономическая зона, как в Калининграде, например, то и работать, и учиться было бы где.

Дочка Алексея - Оля, 13 лет. Я поеду учиться в Москву или на Сахалин, хочу стать дизайнером. Если бы здесь была для меня работа, я бы вернулась назад, здесь так красиво!

Сын Дины - Владислав, 14 лет родился в Уфе. А я уеду учиться в Уфу на машиниста электропоезда. Но куда я сюда вернусь работать, ведь здесь нет железной дороги!

Алексей: Федеральное финансирование - этого недостаточно, 1 млн. руб. на человека - это немного! Сколько стоит одно строительство причала, а новый аэропорт стоил больше 1 млрд. руб. Последние годы у нас выросла рождаемость - в 2,5 раза стала больше, чем смертность. Народ получше стал жить, - вот и рожают! У этого нового дома 5 лет гарантии, это социальное жильё, поэтому в течение 5 лет ремонт бесплатный. Мы тут стали лучше жить, пожалуй, со времен Путина. Да, с 2000г., когда Путин стал президентом, меньше стали воровать, порядка стало побольше.
Хотя проблемы остаются это: медицина, проблемы с образованием, хорошие учителя уезжают, здесь нет ПТУ (профессионально-техническое училище), негде учиться после окончания школы, негде получить профессию.

Алексей: Я думаю, японцам теперь не отдадут и два острова! Сейчас и на Шикотане идёт большое строительство, большую школу построили, детский сад тоже строят. Зачем строить, чтобы потом отдавать!? Я уже говорил, что 6-7 лет назад был на Хабомаи, мы там ставили православные кресты, как принадлежность островов России. Красиво там очень! Здесь надо туризм развивать, но пока туристов мало. Здесь ведь погранзона, нужны специальные пропуска. Надо пускать сюда всех свободно приезжать, тогда и туризм будет развиваться!

Дина: Водолечебница находится на территории военной части, и чтобы поехать туда лечиться, нужен не только пропуск на Кунашир, но и специальный пропуск, чтобы пройти на территорию военной части. Это сложно! А желающих полечиться в горячих источниках много, особенно с Сахалина.

СЕРГЕЙ, журналист

В Южно-Курильске живет где-то 6,5 тысяч человек, вместе с Шикотаном население 10 тысяч человек. Машин в Южно-Курильске около 2100-2200, а заправки ни одной. Вот тут строить одну заправку собираются. Все жители покупают бензин у военных или у местных предприятий, которым государство направляет топливо для их нужд. На Шикотане около 100 машин. Ну, конечно, почти все японские. Сейчас покупать их стало выгоднее во Владивостоке, чем в Японии. Потому что во Владивостоке есть компании, которые занимаются поставками машин из Японии, закупают там по оптовым ценам, да и доставка так дешевле получается, чем когда индивидуально в Японии покупаешь.

Геотермальная станция очень дорогая! Электроэнергия у нас стоит бешеных денег, особенно для предпринимателей - около 9,5 руб. за один киловатт. Выходят огромные суммы, чтобы что-то производить на такой дорогой электроэнергии. Жители платят дешевле, но за них доплачивает местный бюджет, и стоит 1 квт. электроэнергии около 3,5 руб.

Японские электростанции сыграли большую роль в 90-е годы, когда здесь были перебои с теплом и светом. Тогда эти электростанции, спасибо японцам, обеспечили нас светом. Да и сейчас они нас выручают и продолжают обеспечивать остров электроэнергией. По-моему, на эти деньги, на которые построили геотермальную станцию, можно было построить ещё 5 таких дизельных электростанций и давать больше и дешевле электроэнергию. С геотермальной станцией не так всё просто, она затратная, требует постоянной чистки скважины, которая довольно быстро загрязняется.
Дорога в аэропорт Менделеево грунтовая, и когда едет машина, поднимается огромное облако пыли. Когда ждали Медведева, то боялись, что машина охраны, которая едет перед президентской машиной, поднимет такое облако пыли, что Медведев ничего не увидит. Думали и гадали, что делать… Хотели поливать дорогу водой перед президентским эскортом? Но, Слава Богу, повезло! Накануне приезда Медведева и в день его приезда пошёл дождь и пыли не было! Но раньше дорога была ещё ужаснее, добраться до аэропорта по ямам было целое приключение, а сейчас дорогу привели в порядок, она ровная, хотя пока и не асфальтовая. Но обещают заасфальтировать также, как и все дороги в самом Южно-Курильске.

Охрана Медведева жила в доме русско-японской дружбы и жаловалась, что кровати короткие, ноги не помещаются у ребят. Президент едва успел улететь на материк, за ним успели улететь и журналисты. А самолет с МЧС и охраной не успел из-за погоды, которая быстро испортилась! Охране пришлось опять ночевать в доме Дружбы в коротких кроватях.
Сейчас перебоев с топливом нет! К помощи японцев все относились с благодарностью, и до сих пор очень благодарны за продукты питания, гуманитарную помощь: шоколад, муку, сахар, масло, рис, особенно за помощь неимущим пенсионерам.
Всего на Кунашире и Шикотане 118 точек общественного питания. Из них 92 магазина на Кунашире, гостиниц на Кунашире - 5 и одна на Шикотане.
Все три острова – Кунашир, Итуруп и Шикотан, как три разные страны. Или три разных человека со своим отличительным характером и менталитетом. Кунашир - самый демократический, цивилизованный и прогрессивный остров. На Шикотане царит диктатура, там всё определяет и решает хозяин рыбного предприятия. Причем в Малокурильске один хозяин, а в Крабозаводске - другой хозяин, Верховский. Он же совладелец Росгидростроя. Вот между ними и идет конкуренция. Жители Шикотана очень гордые, задирают нос и говорят: «А мы с Шикотана! Мы с Шикотана!» «Я шикотанец! «Очень горды этим.
По поводу передачи островов, то тут не так все просто. Некоторые местные бизнесмены с Шикотана, в основном хозяева рыбных предприятий, надеялись, что при передаче островов получат за свои предприятия большие компенсации, поэтому они поддерживали передачу островов Японии. Но Япония заявила, что будет платить только за земли и эти надежды бизнесменов не оправдались.
Итуруп – это равнодушие, там в основном одни приезжие: приехали-уехали! Итуруп самый продвинутый по рыбе, там самые передовые, развитые технологии по добыче, переработке рыбы и рыборазведению. Самые крупные предприятия Итурупа: «Гидрострой» и «Курильский рыбак».
А то, что там строит Москва - это политические действия. На Шикотане не нужна такая большая новая школа на 250 учеников, там учится всего-то 70 школьников! Всего около 1000 учеников на 2-х островах: Кунашире и Шикотане в 5 школах.

Туризм. Туристов мало. Здесь это очень дорого, нет транспортной инфраструктуры, отсутствие стабильного воздушного сообщения, один теплоход, на который невозможно купить билет из-за того, что много желающих. Приезды сюда иностранцев - это единичные случаи. Эпизоды! Приезжают сюда в основном российские туристы – экстрималы. Гостиницы плохие! Не нормально, что здесь нет турфирмы, нет инициатора цивилизованного туризма. Здесь есть один человек Фоменко, через которого работают турфирмы из Южно-Сахалинска. Но он берет такие большие проценты за обслуживание. Этой осенью на Кунашир приезжали ТВ компании китайцев и корейцев снимать фильм об островах, и они жаловались на этот денежный террор, но конкуренции, выбора нет, что остаётся делать?! Да, изолированность плохо действует на конкуренцию. Причем во всех сферах, и в сфере бизнеса тоже, поэтому здесь такие дорогие продукты и товары. Купить здесь холодильник, телевизор, стиральную машину в разы дороже, чем во Владивостоке! Нет здесь молодых, умных, продвинутых кадров!

Газ и нефть, золото. Газ и нефть здесь разведаны, но как сказал сам Путин, это пока наш неприкосновенный запас! Руки пока до освоения этих запасов не доходят. Золото добывают экспериментально рядом с вулканом Тятя, там работает Санкт-Петербургская компания, они вывозят золотоносную руду. Сколько там газа и нефти, золота, я думаю это большая тайна.

Наташа, 21 год, официантка. Я родилась здесь, закончила школу, но учиться дальше здесь негде, работы для молодёжи тоже нет, без опыта не хотят брать молодёжь на работу ни в государственные органы, ни в частные компании. А где этот опыт сам возьмёшь здесь? Я закончила курсы на продавца в Южно-Курильске, а сама очень интересуюсь психологией, много книг читаю на эту тему, но как здесь учиться психологии? У меня тут мама одна. Как её оставишь! Уехать учиться и работать не могу. Везде есть работа для молодёжи! Везде нужны молодые руки! Не то, что здесь!
Молодёжи здесь скучно жить, деваться некуда, заниматься нечем - вот они и собираются по вечерам, пьют пиво, курят. Маленьким детям тоже делать нечего, никаких детских кружков нет, спортом негде заниматься, так бегают сами по себе на улице. Никаких перспектив тут у молодых людей нет! Кто может, уезжает отсюда на Сахалин и дальше! Если бы была здесь работа и учёба, то оставались бы.
Что здесь самое привлекательное, так это дикая, красивая, нетронутая природа! Больше нигде я такой красивой природы не видела, хотя много поездила по России. Знаете, здесь даже есть дикие лошади на севере острова! Раньше в советские времена здесь был совхоз и в нем табун лошадей. Потом Советский Союз распался, совхоз развалился, а лошади убежали на север. Там они со временем одичали, их дети стали совсем дикими, так у нас и появились дикие лошади. Уникальная природа здесь, всё есть: и чистое море, и биоресурсы в нём, и рыба, и реки, и многочисленные водопады, и горячие озёра, и вулканы, и горячие термальные источники.
Не японцам наши острова отдавать надо, а наоборот, сделать всё красиво и благоустроить уже то, что здесь есть нам самим! Хотя бы и эту площадь перед зданием администрации, сохранить все памятники, все памятные знаки. Я этим занималась в школе. И тогда сюда на красивую, благоустроенную нами землю и дикую, нетронутую природу, в удобный город с хорошими дорогами, гостиницами, кафе, ресторанами и парками приедут туристы, и в том числе и японские туристы, и не только по безвизовому обмену, но и обычные туристы, и из других стран тоже! Таких уголков, осталось на земле не так много!
Покинутыми, без всякого внимания центра мы тут себя не чувствуем. Но, что, приехал президент! Позамазывала ему местная власть глаза! Подремонтировали дома слегка, а Медведев уехал, и краска уже отвалилась. Геотермальная станция так толком и не действует, мой молодой человек там работает и рассказывает, сколько в неё денег вложили! А скважины так толком и не работают, пара не хватает. Аэропорт так и стоит новый без толку, а самолёты как не летали, так и не летают.
Нет, конечно, по сравнению с прошлыми 90-ми годами стало лучше жить, особенно с 2000г., когда президентом стал Путин. Тогда наша жизнь стала налаживаться, стало меньше перебоев со светом, теплом, больше продуктов и товаров. Но хочется уже больших и реальных перемен в жизни! Конечно, время, когда нас спасали японские печки, уже прошло. Но теперь нам хочется совсем нормальной жизни, как у всех!

Нина, 45 лет, повариха. 15 лет я живу на Кунашире и 12 лет не выезжала на материк. Один раз в пять лет ездила на Сахалин, дорого! Недоступно! У меня трое детей: два мальчика и одна девочка: 25,22 и 19 лет. Все они уехали учиться и работать на Сахалин. Здесь нет работы ни для молодых, ни для женщин! Да, теперь и у мужчин работы не хватает. Местные предприниматели нанимают гастарбайтеров, платят им копейки, а своим платить не хотят. Вот говорят, что на юге острова приехали работать, выращивать овощи китайцы.
За учёбу одного человека на Сахалине я должна платить 50 тысяч рублей в год, для меня это очень дорого! Напряжение электричества в доме 190 вольт, а должно быть 220, лампочки тускло горят. Дорог нет, асфальта нет, электричество дорого! Я плачу за квартиру 4000 руб. в месяц, а моя зарплата 10 тысяч рублей: что делать?! Газа нет, готовим на электричестве.
Что надо сделать, чтобы не чувствовать оторванность от остального мира, так это наладить перелёты самолётом, аэропорт новый давно стоит, а самолеты по-прежнему летают плохо! Вот вам и оторванность! Продукты привозят пароходом, они за время перевозки портятся, приходят несвежие, вялые, приходится покупать только такое! Раскупили сразу то, что привезли, потом приходится опять ждать свежего. Нужна своя теплица здесь, выращивать свои овощи, а не покупать в Китае! Асфальтировать дороги. Чтобы были здесь все федеральные каналы. А не только 4 или 5. Что, мы не такие, как все в России?! Цены! Невозможно жить по таким ценам! В магазинах вроде бы всё есть, но цены кусаются, высокие! Пусть такие, как и в Москве, но там работа есть и зарплаты выше, чем у нас.

Добрусин Геннадий Викторович, 52 года, исполнительный директор, Председатель Совета директоров ЗАО « Энергия Южно-Курильская»

Экспериментальная геотермальная электростанция Омега-500 была построена ещё в 1993г., мы вышли на 500 квт., но пара в скважине не хватало. Электричество стали подавать только на Горячий пляж в военный городок и подача была нестабильная. В 1996г. была построена тепловая геотермальная станция для отопления поселка Горячий пляж-военного городка.
Сейчас геотермальная станция даёт 40% электроэнергии, а дизельная электростанция 60%. В 2008г. мы пустили паропровод в Южно-курильск и тепло пошло в дома в батареи. С 1 квартала 2009г. по сегодня мы отапливаем 100% домов в Южно-Курильске и Горячем пляже. Это единственная в России геотермальная станция, которая дает и электричество и тепло. На Камчатке и Итурупе тоже есть геотермальные станции, но они дают только электричество, они расположены далеко от городов, а наша станция совсем рядом с Южно-Курильском, что позволяет нам давать и тепло.
Уже есть проект на установку геотермальной станции с новыми технологиями с мощностью в 5 мегаватт, начало строительства в 2011г. –конец 2014г. Вот тогда можно будет отключить дизельную электростанцию. Мы подаём в Южно-Курильск горячую воду, где от 40 до 60 процентов отходы горячей воды после нагрева, эти отходы можно использовать в теплице, построить лечебницу на термальной воде. Но на это должно быть федеральное финансирование, это большие капитальные вложения. В советское время здесь были теплицы и местные жители питались выращенными здесь овощами. Китайские овощи, которые сюда привозят, опасно есть, если построить теплицы, тут можно будет выращивать свои экологически чистые овощи. И опять же это даст дополнительные рабочие места. Когда я был мэром Южно-Курильска, я предлагал это включить в план развития района. Себестоимость электроэнергии, вырабатываемой геотермальной станции в 3 раза дешевле, чем дизельной электростанции. Ведь в этой дизельной электроэнергии 60-70% топливная составляющая. Стоимость электроэнергии для жителей острова- 2,5 рубля, а для предпринимателей- 8 рублей. Я бы направлял дешёвую геотермальную электроэнергию предпринимателям, чтобы была дешевле себестоимость местной продукции. А остальную электроэнергию пустить льготным потребителям, которых финансирует государство.
В 90 годы сюда приезжали японцы и изучали, какую станцию тут строить. Они посчитали, что строить геотермальную станцию слишком дорого и построили хорошую, качественную дизельную электростанцию. НО ОНИ НАС ПОСАДИЛИ НА ИГЛУ- топливо, масло, запасные части - теперь всё нужно дорого покупать в Японии!
Если сравнивать геотермальную и дизельную электростанции, то геотермальная разведка, строительство, обслуживание, специалисты, которых очень мало, сама турбина очень технически сложная - всё это дорого. Мы выигрываем в том, что не нужно завозить и платить за топливо, но проигрываем на дорогом. Уникальном оборудование, ремонте и обслуживании станции. Всё это дорого! Но наше правительство с 2000г. повернулось лицом к этому проекту и финансировало его строительство. Область тоже стала заниматься этим проектом. У японцев тоже есть геотермальные станции, но они выше и сложнее по технологиям. Японская дизельная станция Дайхацу хорошая, но она уже вырабатывает свой ресурс и нуждается в замене. Мы делаем ей капитальный ремонт, но запасные части из Китая и Кореи быстро ломаются, выходят из строя. Мы покупаем в Японии, они хоть и качественные, но дорогие. Менять надо эту станцию на другие агрегаты, хоть японские, хоть какие.
Конечно, экономически выгодно и нам и японцам сотрудничать в области геотермальных станций, но здесь в дело вмешивается политика! Даже если другие страны стремятся с нами сотрудничать, Япония всячески старается этому препятствовать.

16 ноября Кристина, 32 года, родилась а Шикотане, 12 лет живёт в Южно-Курильске, работает помощницей в краеведческом музее

На Шикотане у меня осталась мама и не хочет уезжать оттуда. Она любит лес, море, природу, кроме этого ей больше ничего в жизни не надо.
Да, у шикотанцев свой характер. Да, я тоже с гордостью говорю, что я шикотанка! У нас у шикотанцев своя гордость, своя порода - шикотанская! Да, мы гордимся своим островом! Южно-Курильск чуть более цивилизованный, чем Шикотан, зато на Шикотане красивее! Крабозаводское более зеленый и ухоженный посёлок, там сделаны специальные урны для мусора из буев такие, чтобы птицы их не могли открыть. Здесь в Южно-Курильске мало зелени не так красиво.
На Шикотане есть Интернет-кафе, отстроили большую новую школу, тоже есть мобильная связь и недавно добавился ещё одни оператор мобильной связи, так что у нас теперь тоже 3 оператора,как и на Кунашире.
Но я всё равно уехала бы отсюда, если бы было куда. Тут в Южно-Курильске я снимаю однокомнатную квартиру, плачу около 4 тысяч руб. в месяц за коммунальные услуги, а зарплата около 10 тысяч руб. У меня дома есть Интернет, но очень медленный, хотя работает без перебоев, оператор Интернета Дальсвязь, здесь у него нет конкурентов. Плачу за Интернет 350 руб. в месяц, но по объёму этого мало, могу только электронной почтой пользоваться, а скачать музыку или фильм уже не могу, для этого нужно платить в месяц больше- от 1 тысячи до 5 тысяч рублей. Я столько не потяну. Интернет здесь есть дома практически у всех, это стало престижно и родители обязательно для своих детей покупают компьютеры и пользуются Интернетом.
Но для молодых людей ни на Шикотане, ни на Кунашире нет ничего: ни клуба, ни кинотеатра, ни спортзала, ни кружков. Молодым здесь абсолютно нечего делать и отношение к ним плохое. Я закончила Тихоокеанский экономический университет на Сахалине, стала экономистом,но на работу меня здесь не берут, нужен 3-х летний стаж работы, а где я его здесь возьму?! Вот я и готова на любую работу, помогаю здесь в музее за зарплату в 3000 рублей.
Конечно, когда самолёт нормально не летает, а пароход осенью и зимой почти не ходит, будешь тут чувствовать себя оторванным от большой земли. И дорог нормальных нет! Продукты привозят только пароходом, за это время они успевают испортится и мы говорим о продуктах не так,как на материке -свежие! Мы говорим недавно завезенные продукты вместо свежие, это с учётом того времени, которое продукты провели в море.
Ну, и медицина! Врачей нет! А что у нас есть самое главное здесь, так это природа! Красота! И всё дикое, нетронутое!

16 ноября Клара Фёдоровна, 71 год, пенсионерка, работает в краеведческом музее заместителем директора.

Я с 1965г. живу на Кунашире, работала поварихой, мой муж рыбак, сын юрист, учился в Москве, но тут нет для него работы по специальности, поэтому сейчас он работает в таможне, зарплата 30 тысяч рублей. У меня пенсия в 10 тысяч рублей и зарплата в музее -4100 руб., за эти деньги делаю тут всё вплоть до уборки.
Музей вызывает большой интерес у туристов, которые прямо с корабля с вещами приходят к нам в музей. А местным властям ни музей, ни мы не нужны, вот и сидим в подвале. Разве это дело! Этим летом к нам приезжали японские биологи изучать наших редких серебристых медведей, которые водятся только здесь на Кунашире и на Итурупе. Японцы насчитали у нас 4 серебристых медведя. Вот наша статистика посещения музея в 2010г. Январь- 222 чел, февраль-286 чел, март- 349 чел, апрель-186 чел, май 263 чел. среди них 69 японцев, июнь- 152 чел. Июль- 123 чел среди них 35 японцев, август- 297 чел среди них 142 японца и 2 журналиста из Кореи и Китая. Сентябрь- 318 чел среди них 110 японцев, октябрь-124 чел., ноябрь-53 чел.
Японцам, конечно, спасибо и за печки, и за электростанцию, и за продукты, и хотя это не вина японцев, что до нас доходила лишь малая часть продуктов, а большую местная власть разворовывала.
Но я против, чтобы отдавали острова Японии. Хотя может быть мы и могли бы жить вместе здесь. Ведь после войны же жили! И у нас остались добрые воспоминания о японцах, ведь это не простые японцы начали войну. Жалко было, когда их депортировали отсюда. Но отношения с японцами сложные. Мой муж рассказывал о японских браконьерах, которые кричали в Головнино: «Федя! Хочешь пиво?!». А потом крадут крабов из наших ловушек и вместо них оставляют в ловушках пиво.

Кристина: Да, на Сахалине есть проекты Сахалин-1 ,Сахалин-2, вот как благодаря ним изменился в лучшую сторону Южно-Сахалинск. Мы ведь тоже Сахалинская область, но до нас ничего не доходит. Почему сегодня в хорошую погоду самолёт не прилетел? Потому что это не коммерческий рейс, а дотационный. Им не интересно и не выгодно к нам прилетать. Вот рейс и отменили, им выгоднее в Хабаровск полететь. А вы говорите оторванность от большой земли! Вот она и оторванность: попробуйте 10 дней подождать здесь самолёт, а потом назад столько же из Южно-Сахалинска сюда! А пароход вечно перегружен, билетов нет. И в качку поболтайся в море без еды, грязный в ожидании у моря погоды… Вот молодёжь и бежит отсюда. Я вообще думаю, что здесь нужно, как на Севере работать вахтовым способом: приехали молодые люди, поработали хорошо, заработали денег и уехали. И не вкладывать сюда деньги, не надо много строить!

Мальчик Саша, 7 лет.
Хочу стать военным и уехать отсюда в Хабаровск. Хабаровск большой город, а военные красивые, мне нравится. Про Японию ничего не знаю.

Сергей Александрович, начальник управления в агентстве по развитию Курильских островов и инвестиционных программ.

Сегодня на Южных Курилах есть шансы найти применение своих сил у молодых людей. Там совсем другой менталитет, те люди, которые оттуда уехали, они уже не вернутся назад, ностальгия у них есть, но они не возвращаются. Сейчас мы имеем шанс закрепить людей на местах, создав для них условия, а именно - транспорт, социальные условия жизни, доступность медицинских услуг, получение среднетехнического образования. Мы пытаемся договориться с дальневосточными ВУЗами, в частности с Благовещенской агроакадемией, чтобы они создали преференции для жителей островов при поступлении на учёбу и по устройству на практику на островах.
Мы сейчас завершаем ремонт дома Культуры, который был еще в советское время в Южно-Курильске и планировали закончить строительные работы в 2011г.,но кризис до нас докатился с опозданием и сейчас финансирование инвестиционных программ сократилось, поэтому мы не сможем ввести в строй Дом культуры в 2011г. Если появятся дополнительные доходы, то сумеем его все-таки достроить в 2011г. Уже есть участок под проектирование спортивного зала в Южно-Курильске. Частный бизнес может взять на себя инициативу по строительству спортивно-оздоровительного комплекса на горячих, термальных водах. Тепличный комбинат в Южно-Сахалинске изучает вопрос о возможности и рентабельности строительства теплицы на Кунашире. Пока получается, что это строительство нерентабельно, слишком там мало живёт людей. На Шикотане есть центр культуры с кружками хореографии, вокала, рисования. С 2004г. мы занимаемся программой развития Курил, в 2009г. построена больница на Итурупе, в 2006г. новая большая школа на Шикотане, мы восстановили нормальное водоснабжение на всех островах, занимаемся формированием инфраструктуры, приводим в порядок дороги, в Малокурильске построен пирс, заканчиваем дорогу от Крабозаводского до Малокурильского. В Южно-Курильске с весны 2011г. начнется асфальтирование дороги от порта- 5 км. И 3 км до дороги на поселок Головнино. Асфальтовый завод поступит на Кунашир в ноябре, декабре 2010г. в планах асфальтирование дороги на аэропорт от Южно-Курильска. В планах и дальнейшее асфальтирование Лагунного и других поселков на Кунашире, а также асфальтирование в 2011г. дорог на Итурупе, строительство новой дороги от Курильска до Рейдово на Итурупе. В 2012г. начнёт работу новый аэропорт на Итурупе, который будет способен принимать и крупные транспортные самолёты. Таким образом, там станет 2 аэропорта, старый военный и новый. Новый аэропорт строит компания Гидрострой с 2007г. в 9 км от Курильска, а старый военный аэропорт Буревестник находится в 65 км от Курильска в очень неудобном месте, где всегда туманы. До конца этого года заработает новый аэропорт и в Южно-Курильске и это не только новое современное здание, но и новое навигационное оборудование, которое даст возможность посадки самолетов и в темное время суток.
Вы видели, наверное, во Владивостоке серьезные военные укрепления, крепости. Тогда так защищали русский Дальний Восток.
В советское время на Курилах был серьезный военный контингент, но в настоящее время для России на Дальнем Востоке нет необходимости доказывать, что это наша земля.
Сейчас развитие Курил – это обычные действия по обустройству нашей территории и таким образом мы сейчас её защищаем. Россия всегда прирастала Дальним Востоком, Сибирью, Камчаткой и очевидно, что прирастать мало, надо и благоустраивать и защищать эти земли. Мы также закрепляемся и на Камчатке! Мы создаём нормальные условия для жизни людей на Курилах! Доказывать, что это наша земля нам не надо! И через 100 лет мы будем это делать- жить и развивать эти территории. Потому что отставание анклавов, островов всегда везде есть и всегда будет необходимость в дополнительном финансировании и формировании таких условий для бизнеса, чтобы он был самодостаточным. Вот мы построили новый пирс в Южно-Курильске и сразу решили несколько задач: во-первых, ушли от рейда, теперь теплоход может приставать к пирсу и люди, и грузы могут сразу попадать на землю, во-вторых, простимулировали бизнес, который сразу стал докупать суда, в-третьих, стали готовы принимать туристов.

© 2024 locusterra.ru -- ОхотаГуру - Информационный портал