Гробницы фараонов? Секрет Тутанхамона. За что фараона приговорили к забвению

Главная / Пневматическое

Говард Картер работал над поисками гробницы Тутанхамона вместе со своим компаньоном лордом Джорджом Карнарвоном. В 1923 году лорд Карнарвон скоропостижно скончался в гостинице в Каире. Официальную причину смерти точно не установили, так как уровень развития медицины в Египте в то время был еще слабый. Это было либо воспаление легких, либо заражение крови от пореза бритвой.

Именно после этой смерти пресса начала активно “трубить” о “проклятье Тутанхамона”. Начались разговоры о каких-то мифических грибках и микроорганизмах, которые жрецы оставляли, чтобы погубить грабителей. А потом еще Голливуд подхватил идею.

Конечно, это не более чем небылицы. Лорд Карнарвон не был 20-летним мальчиком, в момент смерти ему уже было 57 лет. Воспаление легких и заражение крови в те времена были смертельно опасными болезнями, так как антибиотики еще не были изобретены.

Сам Говард Картер умер в 1939 году в возрасте 64 лет. По логике, если проклятье и существует, то оно должно было коснуться его в первую очередь.

Другая версия гласит, что никакой мистики в смертях некоторых участников экспедиции нет. Их, якобы, убили египетские спецслужбы, чтобы скрыть фальсификацию. Эта версия более реалистична, о ней мы поговорим подробно.

Обвинения в фальсификации

Существует мнение, что эти раскопки и вся гробница фараона Тутанхамона – это подделка. Якобы, Картер и власти Египта построили фальшивую гробницу. В этом есть некоторый смысл, ведь Египет заработал огромные деньги на продаже сокровищ.

Поклонники этой теории приводят следующие доводы:

Во-первых , в момент находки Картера вся Долина Царей уже была перерыта, и найти там что-то новое было уже невозможно.

Этот довод сразу можно отбросить. Как это невозможно? Археолог Отто Шаден нашел тут еще одну гробницу в 2005 году. И еще, вероятно, найдут.

Второй довод . Картер очень долго проводил раскопки - около 5 лет. Якобы он тратил это время на строительство подделки.

Этот довод также ничего не значит. Могут копать и 5 лет, могут и 10, что тут удивительного?

В-третьих , некоторые предметы выглядят совсем новыми. Такое также возможно, какие-то предметы сохранились лучше, какие-то хуже.

В-четвертых , крышка гроба была расколота. Якобы это сделали специально, так как она не пролезала в дверь гробницы. Этот довод весьма сомнительный - крышка гроба раскололась, что тут удивительного?

И еще масса подобных доводов, которые наводят тень сомнения, но ничего не доказывают.

Давайте подумаем здраво. Эти люди утверждают, что Картер потратил 110 килограммов золота на изготовление из него саркофага, еще 11 килограммов золота на маску. Нашел или произвел около 3500 артефактов.

Он вырубил в скале гробницу, произвел два каменных саркофага. Нашел где-то бесхозную мумию человека возраста около 20 лет. Потом он упаковал все это в гробницу и заявил об открытии.

Прочитайте все это! Он должен был сделать все это незамеченным! Вы верите, что такое возможно? Откуда золото и деньги? Как это можно было сделать в тайне? Это просто нереально.

Музеи, купившие эти экспонаты, проводят экспертизы предметов своих коллекций. Если бы Картер и египетское правительство провели такую аферу, она бы давно уже была раскрыта научными методами.

Древний Египет, расположенный в долине самой длинной в мире реки Нил, принадлежал к числу так называемых крупных речных цивилизаций.

Строительство и строители играли здесь очень важную роль, ведь от их мастерства зависело состояние сложных ирригационных систем, заставляющих реку работать на человека, в определенную часть года покрывая поля слоем плодородного ила. Вскоре древние египтяне достигли значительных успехов в искусстве строительства. Начав с ирригационных систем, они впоследствии перешли к собственно архитектурным сооружениям.

Первые государственные образования появились в долине Нила в 5 тысячелетии до н. э. Впоследствии они объединились в две великие державы — Верхний и Нижний Египет. Такие названия государства получили из-за своего расположения вдоль течения реки. После объединения Верхнего и Нижнего Египта начинается так называемое династическое время, его разделяют на три периода, которые носят название Древнее царство (III тысячелетие до н. э), Среднее царство (конец III — начало II тысячелетия до н. Э) и Новое царство (середина и вторая половина II тысячелетия до н. э).

Иногда события египетской истории датируют по номеру царской династии, правившей в то время, когда событие произошло.

Так сложилось, что самыми известными памятниками древнеегипетской архитектуры стали гробницы, особенно Великие пирамиды, которые древние греки считали первым из семи чудес света. Но на протяжении своей многовековой истории египтяне строили пирамиды относительно недолго. Захоронение первых египетских царей, фараонов имеют достаточно скромный вид. Камеру, куда клали мумию в саркофаге, выкапывали в почве. Сверху делали насыпь, которую обкладывали каменными плитами. Образованное сооружение имело плоский верх и скошенные стены. Такое захоронение археологи называют арабским словом мастаба. Позже, когда гробницы фараонов стали более впечатляющими, в мастабах продолжали хоронить знатных египтян.

Первую настоящую пирамиду построил в начале III тысячелетия до н. э. архитектор Имхотеп, министр основателя Третьей династии фараона Джосера. Эта пирамида не имела гладких стен, а была ступенчатой. Она представляла собой пять мастабов разного размера, поставленных друг на друга. Пирамида Джосера имела высоту 30 м, и, видимо, ее считали бы очень величественным сооружением, если бы ее славу не омрачили следующие.

Пирамиды с гладкими стенами появились в Египте во время правления фараонов четвертой династии. Сначала их размеры были сравнительно невелики. Но впоследствии были построены три Великие пирамиды, принадлежавших фараонам Хеопсу, Хефрену и Микерину. Высота самой большой из них — пирамиды Хеопса — достигает почти 147 м.


Скальные гробницы древнего египта

Во времена Среднего царства обладатели Египта отказались от сооружения пирамид. В настоящее время для фараонов и номархов (правителей областей) строили скальные гробницы.


Погребальные помещения выдалбливали в толще скалы. Снаружи было видно только вход, украшенный двумя приземистыми колоннами, которые носят название протодоричных. Иногда вход украшали монументальные барельефы. Зайдя внутрь, попадаешь в длинный узкий зал, разделенный протодоричными колоннами на три части. Такое помещение, разделенное опорами на параллельные галереии, которые носит в архитектуре название гипостильный зал. Стены зала покрывали разноцветными фресками разнообразного содержания. Здесь можно видеть не только величественные изображения покойника в окружении богов, но и удивительно живые, несмотря на определенную условность, жанровые сцены. Далее находились погребальные камеры, вход в которые был плотно закрыт большими обтесанными глыбами.

Выдающимся памятником такого типа является некрополь в поселке Бени Хасан.

Во времена Нового царства скальные захоронения не имели внешних украшений. Вход в гробницу был замаскирован, и чтобы попасть в камеру с телом фараона, нужно было долго бродить узкими каменными коридорами. Такие тайные захоронения делали потому, что боялись грабителей, ведь вместе с царем хоронили несметные сокровища, которые должны были украсить его существование в потустороннем мире. К таким тайным захоронениям принадлежала гробница фараона Тутанхамона, известная тем, что археологи нашли ее раньше, чем древние грабители.

Разграбление гробниц во все времена приносило баснословную прибыль. Охотники заняться столь нечистоплотным занятием появились одновременно со строительством первых гробниц.

Древние египтяне верили, что умершему положено дать на тот свет всё то, чем он пользовался при жизни. Вместе с мумиями фараонов в гробницы попадало несметное количество вещей и драгоценностей. Похороны фараона были окружены тайной, но о них всё равно знали десятки, а то и сотни людей. Недаром так распространены легенды о том, что всех участников захоронений потом убивали. Грабить гробницы начали ещё при фараонах: сохранились папирусы с записями судебных процессов, свидетельствующие о невероятной коррупции среди жрецов и придворных. Могильщики вырывавшие новую гробницу, могли наткнуться на старое захоронение и обчистить его. Гробовщики, помещавшие мумию в семейную усыпальницу, могли поддаться искушению забрать что-нибудь с прошлых похорон. Как ни запирали гробницу, какие ловушки там не сооружали охотники за сокровищами всё равно добирались до царских усыпальниц.

С наступлением Нового царства правила захоронения фараонов изменились - разделили заупокойный храм почившего фараона и его захоронение. Это было сделано с целью сохранения захоронений от людской алчности. Хоронить царей стали в подземных склепах, в пустынной долине в Фивах. Вскоре эта выжженная солнцем местность получила название «Долина царей».

Захоронения сооружались строителями, жившими в деревушке на месте нынешней Дейр эль-Медины. Рабочие, хорошо оплачиваемые из казны, хранили тайны царских погребений. В конце Нового царства Египет захлестнули засуха, плохие урожаи, голод. Деревня ремесленников пришла в упадок. Рабочие сами стали грабить захоронения. Не помогали ни дозоры, ни круглосуточная охрана, ни суровые наказания за поимку с поличным. Есть подтверждения тому, что чиновники не только не противодействовали мародерству, но сами едва ли не официально занимались организацией этих преступлений. Сокровища фараонов шли в переработку, чтобы наполнить истощенную казну.

Усыпальница фараона уцелела лишь по той причине, что 180 лет после его похорон (около 1325 г. до н.э.) вход в гробницу был случайно завален мусором.
«Папирусы расхищения гробниц», свод официальных документов, сообщают списки подозреваемых в преступлении, описи похищенного имущества и признания, сделанные под пытками. При допросе в Большой тюрьме города Фивы подозреваемых избивали палками и выкручивали руки и ноги. Наказанием за грабеж была смерть.

Подлинное признание египетского расхитителя гробниц, относящееся ко времени правления фараона Рамсеса VI (около 1151 г. до н.э.).

Мы, как обычно, под покровом ночи пошли грабить гробницы и в одной из пирамид нашли захоронение фараона Собекемсафа… С помощью медных инструментов мы пробрались в пирамиду… Мы нашли вход в подземные камеры и стали спускаться, держа в руках зажженные факелы.
В погребальной камере мы обнаружили саркофаги фараона и царицы. Мы вскрыли их и сорвали покровы, в которых они покоились… На шее у царя было множество амулетов и золотых украшений, а священная фараона была вся покрыта золотом и выложена драгоценными камнями. Мы забрали всё золото и всю найденную подле гробов утварь, среди которой были сосуды из золота, серебра, бронзы… Затем мы подожгли гробы…

Несколько дней спустя власти узнали, что я ограбил захоронение, и меня арестовали… Я немедля подкупил стражу, выбрался на свободу и примкнул к подельникам… Так я пристрастился к расхищению гробниц…

Фараон Египта Тутанхамон принадлежит к восемнадцатой династии Он царствовал с 1347 по 1337 год до нашей эры. Степень его родства с предшественником Аменхотепом IV для ученых до сих пор остается загадкой. Не исключено, египетский фараон Тутанхамон был младшим братом Эхнатона и сыном отца последнего - Аменхотепа III. Есть и такие, кто считает, что он был царским зятем. Ведь ему еще не исполнилось и десяти лет, а его уже женили на одной из дочерей Эхнатона и его супруги Нефертити.

Годы правления

Фараон Тутанхамон получил трон в возрасте девяти лет. Его воспитывали в духе атонизма. Это культ бога Солнца Атона, который был введен в Египте Аменхотепом IV. Однако реально правление в стране перешло к двум воспитателям и регентам малолетнего фараона — Эйе и Хоремхебу, былым соратникам Эхнатона, учения своего бывшего покровителя сразу после его смерти.

Рано взошедший на престол, египетский фараон Тутанхамон не оставил значительного следа в истории: историкам известно только, что в годы его царствования в стране пошел процесс реставрации религиозных культов. Многие из них были отвергнуты ради верховного Атона. Именно Тутанхамон же, имя которого изначально звучало «Тутанхатон», отменил его, доказав свое стремление возродить древний культ Амона.

К новым богам

Это стало известно, когда археологам удалось расшифровать текст большой стелы, воздвигнутой им в главном храме этого бога в Карнаке. Оттуда же стало известно, что фараон Тутанхамон не только возвратился к прежнему культу, но и вернул жрецам, поклоняющимся Амону, все их права и достояния.

Правда, изменения произошли не сразу. Первые четыре года после своего вхождения на престол и, как считают историки, под влиянием царицы Нефертити, фараон Тутанхамон все еще продолжал править из Ахетатона. И только после смерти своей матери сторонники прежнего культа религии сумели окончательно взять верх.

Но, покинув территорию Ахетатона, двор фараона не возвратился в Фивы, а переехал в Мемфис. Конечно, фараон Тутанхамон время от времени заезжал в эту южную столицу. Там он даже участвовал в главных городских празднествах в честь Амона. Тем не менее, по неизвестным историкам причинам своим постоянным местопребыванием он избрал Мемфис.

Восстановив культ всех старых богов, в том числе и Амона, фараон Тутанхамон не подверг предыдущих жрецов гонениям. Изображения Солнца и Эхнатона он приказал оставить нетронутыми. Более того, в некоторых надписях правитель величал себя «сыном Атона».

Внешняя политика

В годы его правления Египет начал постепенно восстанавливать свое международное влияние, которое изрядно пошатнулось при предыдущем фараоне-реформаторе. Благодаря решимости полководца Хоремхебу, который вскоре после его загадочной смерти стал последним правителем восемнадцатой династии, Тутанхамону удалось укрепить позиции своего государства в Сирии и Эфиопии. Возможно, внутригосударственное «умиротворение», достигнутое при этом юном царе усилиями его ближайшего окружения, возглавляемого Эйе, немало поспособствовало, чтобы внешнее положение страны упрочнилось. В честь победы над Сирией в Карнаке было даже изображено прибытие царского судна, на котором в клетке находились пленники.

Достижения

По данным историков, в это же время Египет вел успешные военные сражения и в Нубии. Некоторые исследователи утверждают, что фараон Тутанхамон обогащал свои храмы трофеями из военной добычи. Из надписи в гробнице Аменхотепа - наместника Нубии, которого сокращенно именовали Хаи, стало известно, что некоторые племена выплачивали дань.

В годы правления фараон Тутанхамон, фото погребальной маски которого есть даже в школьных учебниках, вел усиленное восстановление многих разрушенных при своем предшественнике святилищ прежних богов. Причем осуществлял он это не только в Египте, но и в нубийском городе Куше. Доподлинно известно о нескольких храмах, в том числе и в Каве, и в Фарасе. Однако впоследствии Хоремхеб и Эйе безжалостно стерли картуши Тутанхамона, узурпировав все, что при нем было воздвигнуто.

Его однозначно ожидало блистательное будущее, но он совершенно неожиданно умер, даже не успев оставить после себя наследника.

Обстоятельства гибели

Несмотря на то что этот знаменитый египетский правитель жил более тридцати трех столетий назад, тайна, которой покрыта история фараона Тутанхамона, загадка его смерти и мумификации до сих продолжает интересовать ученых.

Смерть фараона Тутанхамона - правителя Нового царства - настигла в самом раннем возрасте. На время кончины ему едва исполнилось девятнадцать лет. Столь раннюю смерть долгое время считали достаточным основанием для того, чтобы называть ее неестественной. Некоторые историки считают, что фараон Тутанхамон был убит по приказу своего собственного регента Эйе, ставшего после этого новым правителем.

Разгадка гибели

Последние исследования, однако, вселяют некоторую надежду по поводу того, что тайна смерти этого мальчика-царя может быть найдена. Находка его усыпальницы в 1922 году стала настоящей сенсацией. Среди тех немногих захоронений, которые сохранились спустя тысячелетия в сравнительно первозданном виде, гробница фараона Тутанхамона поражала богатством. Она была набита слоновой костью и золотом, а также и разными украшениями. В их числе была и знаменитая погребальная маска фараона Тутанхамона.

Тем не менее, то, как был захоронен царь, кажется очень странным. Возможно, сие говорит о том, что в его кончине не все «чисто». Больше всего подозрения у ученых вызывает сама могила юноши. Ее небольшие размеры и незаконченная отделка свидетельствуют о том, что этот юный правитель скончался скоропостижно. Именно это обстоятельство и ряд других приводят к мысли, что его кончина имеет насильственный характер.

Расследование

Спустя 3300 лет после таинственной смерти фараона Тутанхамона британский кинопродюсер Энтони Джеффен взялся за расследование этой древней тайны. С этой целью он даже нанял двух современных детективов - бывшего следователя ФБР Грега Купера и директора отдела криминалистики из полиции Огдена (штат Юта) Майка Кинга.

В распоряжение сыщиков был передан обширный объем материалов. Это были не только научные труды или фото гробницы Тутанхамона, его мумии и заключения многих экспертов. Основываясь на всем этом, детективы попытались разгадать тайну смерти фараона с помощью методов современной криминалистики. И им, как это ни удивительно, удалось доказать, что фараон Тутанхамон был убит. Более того, они, по их словам, даже смогли вычислить убийцу. Однако многие известные египтологи считают выводы этих детективов полной ерундой. Более того, они считают, что исследования Купера и Кинга состряпаны из старых теорий, а потому не могут серьезно восприниматься.

Удивительная усыпальница

Гробница фараона Тутанхамона, которую специалисты именуют объектом KV62, находится в «Долине Царей». Это практически единственная гробница, которая почти не разграблена. А потому она дошла до ученых в своем первозданном виде, несмотря на то, что и ее дважды вскрывали гробничные воры.

Ее в 1922 году обнаружили известные египтологи: англичане Говард Картер и археолог-любитель лорд Карнарвон. Гробница, которую они нашли, просто поразила: в ней отлично сохранились украшения, но самое главное - в ней находился саркофаг с мумифицированным телом.

В глазах историков и археологов Тутанхамон оставался второстепенным малоизвестным фараоном. Более того, высказывались даже сомнения вообще в реальности существования такого фараона. Это заблуждение продолжалось вплоть до начала двадцатого века. Поэтому обнаружение гробницы Тутанхамона стали рассматривать как величайшее событие.

Открытие века

Четвертого ноября 1922 года, когда был расчищен вход в его гробницу, было обнаружено, что печати на дверях нетронуты. Это вселило надежду на совершение одного из крупнейших века.

Двадцать шестого ноября того же года Картер и Карнарвон впервые за три тысячелетия спустились в гробницу.

После длившихся несколько месяцев раскопок, шестнадцатого февраля 1923 года Картеру удалось наконец-то спуститься в «святая святых» - в погребальную камеру. Ее назвали «Золотым чертогом» - местом, где находился саркофаг и Тутанхамона. Среди многочисленной утвари и предметов, погребенных вместе с правителем, было обнаружено и множество образцов искусства, которые носили печать влияния культуры Амарнского периода.

Известность

Владелец всех этих сокровищ, тогда еще совершенно неизвестный и неизученный юный египетский правитель, немедленно превратился в объект, привлекший повышенное внимание во всем мире. А само это феноменальное открытие не только превратило его имя в общеизвестное, но и вызвало всплеск интереса ко всем остальным следам этой древней цивилизации в современном мире.

После того как египтологами лордом Карнарвоном и Говардом Картером была обнаружена эта гробница в «Долине Царей», история мумии стала окутываться множественными тайнами и страхами.

Менее чем через два месяца после того, как была найдена сама мумия фараона Тутанхамона, пятого апреля 1923 года, в каирской гостинице «Континенталь» скончался 57-летний лорд Карнарвон. Как было сказано в заключении, смерть настигла его в результате «укуса москита». Но это было только началом. Затем последовала кончина еще несколько людей - участников раскопок. Все они спускались в гробницу Тутанхамона. Ими оказались: Вуд - рентгенолог, который просвечивал мумию непосредственно в гробнице, Ла Флер - профессор литературы из Англии, Мейс - специалист по консервации, а также помощник Говарда Картера - Ричард Бефил. Журналисты заговорили о проклятии, которое приносит гробница фараона Тутанхамона.

Смерть лорда Карнарвона действительно была странной: он якобы скончался от воспаления легких, начавшегося после укуса москита. Однако по мистическому совпадению в минуту его смерти во всем Каире полностью погас свет, а на его родине - в далеком Лондоне - жалобно заскулила собака лорда. Спустя несколько минут она упала замертво.

Но и на этом проклятие фараона Тутанхамона не закончилось. Как сообщалось в информационных источниках, многие египтяне - местные жители, которые участвовали в раскопках, умерли вскоре после того, как была вскрыта гробница фараона Тутанхамона.

Никакого проклятия не существует

Все сокровища гробницы Тутанхамона британцы вывезли и направили в свои музеи. Но когда по всему миру стали говорить о том, что проклятие фараонов настигает любого, кто причастен к «осквернению» их могил, на эту тему стали снимать фильмы и писать романы.

Но даже если оно и существовало, то затронуло почему-то далеко не всех. Например, тот же дожил до старости и умер в шестьдесят четыре года, прожив целых семнадцать лет после вскрытия саркофага.

В противовес мистическому объяснению этого проклятия некоторые околонаучные источники стали пытаться логически обосновать причины смерти всех тех людей, кто побывал в усыпальницах или соприкасался с мумиями. Выделяются три вероятные версии. Это действие ядов, присутствующих в саркофаге и заложенных при захоронении, воздействие некоторых радиоактивных элементов или грибка, размножающегося в могильной плесени.

Кроме того, египтологи указывают, что в религиозной и магической практике этой цивилизации не было такого понятия как «проклятие», а многие люди, занимающиеся исследованием остальных гробниц не испытывали никаких проблем с мистикой. Поэтому в создании этой легенды ученые обвиняют журналистов, которые сделали сенсацию из каждой из смертей тех, кто был связан с могилой Тутанхамона.

7 лет назад я писал о сфальсифицированной гробнице Тутанхамона, но с тех пор появилось много интересного материала, который не был включён в работу. Эта статья полностью переработана и практически написана заново

Как это было

Одним из первых, кто высказал сомнение в достоверности знаменитой гробницы, был Константин Смирнов, опубликовавший в журнале "Техника молодежи" статью "Не придётся ли закрывать открытие гробницы Тутанхамона?" (№ 4, апрель 1998 г.). Эта статья доступна в Сети , есть также её "скан" в формате PDF. Той же теме посвящена . В данной работе будет в основном уделено внимание тем фактам, которые не были отмечены ранее либо недостаточно раскрыты.

Рассмотрим под критическим углом имеющуюся информацию об истории этой находки и её дальнейшего исследования. За основу возьмём раздел книги В.Бацалева и А.Варакина ("Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий") .

К началу Первой мировой войны практически вся Долина царей была перекопана вдоль и поперёк, но Говард Картер, движимый необъяснимым желанием найти гробницу Тутанхамона (ГТ) во что бы то ни стало, уговорил лорда Карнарвона спонсировать новые раскопки, невзирая на заверения известных археологов Т.Дэвиса и Г.Масперо о тщетности подобных попыток.

"Вид Долины царей произвел на лорда Карнарвона впечатление удручающее. Дно котлована было завалено гигантскими грудами щебня и обломками и зияло черными провалами вскрытых и ограбленных могил, высеченных в подножиях скал. С чего же начать работу? Неужели ворошить весь этот щебень?..

Но Картер знал, с чего начать. Он провел по плану котлована три линии, соединяющие точки трёх находок, и обозначил, таким образом, треугольник поисков. Он оказался не очень большим и находился между тремя могилами - Сети II, Мернепты и Рамзеса VI. Археолог оказался настолько точным, что первый удар кирки пришёлся как раз над тем местом, где находилась первая ступенька лестницы, ведущей в гробницу Тутанхамона! Но об этом Говард Картер узнал лишь спустя долгих шесть лет - вернее, шесть археологических сезонов, в течение которых шла расчистка завалов щебня".

Чудесное совпадение Картер объяснял следующим образом:

"Рискуя быть обвинённым в том, что я проявляю прозорливость задним числом, я тем не менее считаю себя обязанным заявить, что мы твёрдо надеялись найти совершенно определённую гробницу, а именно гробницу фараона Тутанхамона".

Таким образом, Картер, ткнув пальцем в первую попавшуюся груду щебня, нашёл то, что искал – практически иголку в стоге сена. Это первая уникальная особенность ГТ, которым впоследствии несть числа. Картер понимал, что такого быть не может, но его объяснение - не более чем демагогия. Надо иметь в виду, что до Картера о Тутанхамоне ничего не было известно. Фараона с таким именем нет ни в одном царском списке, т.е. древние египтяне не считали нужным сохранить память о его правлении.

Вскрытие гробницы, однако, под всякими предлогами тормозилось:

"Впервые за всю историю раскопок Говард Картер столкнулся с вероятностью обнаружить нетронутый царский гроб. Велико было искушение немедленно вскрыть запечатанную вторую дверь, но археолог поступил согласно научному долгу: он объявил, что начнёт извлекать из гробницы предметы лишь после того, как будут приняты все меры для их сохранения! Подготовительная работа длилась два месяца".

В результате вскрытие небольшой гробницы растянулось на 6 лет - уникальный случай в мировой практике.

Одновременно с раскопками прокладывается железная дорога непосредственно к ГТ, а в Каире к Египетскому музею стали пристраивать отдельное крыло для хранения новой экспозиции. Весьма ценная предусмотрительность, особенно если учесть, что объём экспонатов как бы ещё не известен.

"Наконец, Картер очистил Переднюю комнату и был готов размуровать вход в "Золотой Чертог". Из всех желавших присутствовать при этом событии лишь корреспондент "Таймс" был допущен внутрь".

Картер заключил договор на эксклюзивное освещение хода раскопок с газетой “The Times”, поэтому исследование гробницы мелодраматично изображалось шаг за шагом, хотя без репортёров Картер и Карнарвон обследовали её за один заход. Тем временем исследование ГТ продолжало затягиваться:

"Картер отодвинул засов и открыл эти двери, так что мы смогли разглядеть внутри большого внешнего ковчега, который достигал 12 футов в длину и 11 в ширину, другой, внутренний ковчег с такими же двойными дверьми, с ещё не тронутыми печатями. Лишь потом мы узнали, что здесь было четыре позолоченных ковчега, вставленных один в другой, как в наборе китайских резных коробок, и только в последнем, четвёртом, покоился саркофаг. Но его мы смогли увидеть лишь через год.

А вот как об этом рассказывал сам Говард Картер:

В этот момент у нас пропало всякое желание вскрывать эти печати, ибо мы вдруг почувствовали, что вторгаемся в запретные владения; это гнетущее чувство еще более усиливали льняные покровы, ниспадавшие с внутреннего ковчега. Нам казалось, что перед нами возник призрак усопшего фараона, и мы должны склониться перед ним ".

Картер и здесь не оригинален – тянул время, лукаво оправдываясь "пропавшим желанием" и "гнетущим чувством". Исследование гробницы в который раз откладывалось.

Мнение Алана Гардинера о значении находки Говарда Картера:

"Это открытие прибавило немного к нашим знаниям о данном историческом периоде. Филологов гробница разочаровала, ибо в ней не оказалось [новых - авт.] письменных свидетельств. О самом Тутанхамоне мы ничего не знаем, кроме того, что он унаследовал трон после смерти своего отчима Эхнатона, что он правил всего несколько лет и умер в юном возрасте".

Довольно любопытное заключение. ГТ по многим параметрам не имеет себе равных, а египтологи не обнаруживают в ней ничего, что привлекло бы их внимание. Поэтому коллекция предметов из ГТ в последующие годы практически не изучается, а весь исторический фон, сопровождающий Тутанхамона и обстоятельства его захоронения, целиком и полностью вымышлен самим Картером. Если отделить фактологический материал, связанный с ГТ, от картеровского мифотворчества, то мы получим сплошной набор из подозрительных случайностей и нелепостей. Так, например, египтологам известно, что 80% артефактов ГТ никакого отношения к Тутанхамону не имеют, включая один из саркофагов, который по всем признакам предназначался женщине.

Британский археолог Николас Ривс - один из немногих, кто заинтересовался содержимым ГТ, - пишет :

"Мы обнаружили доказательства, свидетельствующие об изменении надписей на картушах саркофагов и многих других предметах. На внешнем саркофаге Тутанхамона, например, нарисовано лицо очень похожее на изображение Эхнатона на его огромной статуе в Карнаке; а средний гроб саркофага декорирован рисунками типичными для женского погребения.

…Я заглянул вовнутрь [маски Тутанхамона] и не поверил тому, что увидел там! На внутренней стороне маски оказался тонкий шов, словно изображение лица было припаяно к головному убору маски, а подобная техника была исключительно редкой…".

Ривс поражён уникальной пайкой, но сотни килограммов золота в гробнице никому не известного юного фараона - не менее уникальный факт! Недавно случайно выяснилось , что к маске также была припаяна борода, которую в Древнем Египте традиционно крепили с помощью штифтов:

Место пайки бороды к маске.

Пайку можно обнаружить и в других местах:

Паяные швы на внутреннем саркофаге, выполненном из золота толщиной 2,5-3 см.

И вновь уникальная технология изготовления маски и саркофага Тутанхамона не получила должного объяснения! Остановимся подробней на других беспрецедентных особенностях ГТ.

Фараон Тутанхамон обладал уникальной женской атрибутикой богини-матери

Если мы обратим внимание на головные уборы масок Тутанхамона, то на них обнаружим по две протомы - кобры и стервятника:

Стервятник - это тотем богини Мут (Нехбет), олицетворявшей богиню-мать. Один из примеров её применения в качестве головного убора:

Фрагмент росписи в гробнице Нефертари: слева - богиня Хатхор (мать бога Хора), справа - царица Нефертари с подношениями богине Хатхор.

Кобра (урей) на головном уборе фараонов символизирует принадлежность к царскому Дому солнцеподобных богов, каковыми считали правителей Древнего Египта, поэтому урей не несёт гендерных признаков - его носили на головных уборах как цари, так и царицы:

Уреи на головных уборах царицы XVIII династии и царей XXI династии.

Однако царицы имели более богатый выбор символики, выражая таким образом статусы царственности и материнства:

Голова статуи царицы Тии, супруги Аменхотепа III, XVIII династия.

К одной из прекрасных иллюстраций различия царственной символики относится зарисовка, сделанная французскими художниками в Фивах в ходе Египетского похода Наполеона. На ней слева изображена царица-мать Яхмос-Нефертари, а справа - её сын Аменхотеп I:

Головной убор Яхмос-Нефертари включает богиню-мать Мут-Нехбет в виде стервятника, закрывающего голову царицы, на нём стоит модиус, на котором снова изображена Мут-Нехбет с двумя уреями. Головной убор Аменхотепа I более лаконичный: корона хепреш с уреем в качестве солярного символа.

Единственный фараон, который имел на голове женскую символику в виде стервятника - Тутанхамон:

Бюст из гробницы Тутанхамона.

Гробница Тутанхамона обладает уникальной планировкой

В книге "Древнеегипетские мастера" В.С. Богословский так описал порядок строительства гробниц фараонов:

"Дошедшие до нас и тщательно изученные планы и результаты обмеров царских гробниц показывают, что до начала работ детальнейшим образом продумывались и закреплялись в плане:

1) общий размер гробницы в целом, размеры помещений и связывающих их коридоров;
2) назначение отдельных помещений и коридоров, их название и в соответствии с этим форма помещений;
3) сюжеты изображений и, следовательно, их композиции.

Коридоры: "Первый божий переход", "второй божий переход" (вариант "Божий переход Солнца"), третий божий переход (с нишами под названием "святилища, в котором боги Востока", и "святилища, в котором боги Запада"), "четвёртый божий переход" (в конце две ниши привратников). Последний коридор вёл в погребальную камеру.
Залы: первый зал - "зал ожидания", второй зал - "зал колесницы" (вариант "зал теснения врагов, в котором 4 колонны"), третий зал - "дом золота" (погребальное "помещение, в котором покоятся").
Малые переходы: "божий переход, который в месте ушебти" (там же "Место покоя богов", т.е. статуэток божеств); по сторонам этого перехода - "сокровищницы"; "второй божий переход, который позади дома золота".
Элементы архитектурного убранства: "перемычка", "дверной косяк", "портал", "толща портала", "деревянная дверь"."

Таким образом, план гробницы составлялся заранее - без какой-либо спешки, которой Говард Картер объясняет все несуразности ГТ (Г.Картер, "Гробница Тутанхамона"):

"...многие признаки указывают на большую поспешность в сооружении и внутреннем оформлении его [Тутатнхамона - авт.] гробницы."

Причём гробницу начинали строить сразу же в начале правления фараона, а не после его смерти, включая скоропостижную. Тутанхамон, согласно разным оценкам, правил от 9 до 10 лет (1332-1323 годах до н. э.), за это время, по утверждению Г.Картера, он успел построить миниатюрную гробницу:

План гробницы Тутанхамона. Её длина - 30.79 м, площадь - 109.83 м², объём - 277.01 м³

Чтобы увидеть, насколько она несовершенна, сравним её с гробницами правителей Древнего Египта той же эпохи, принимая во внимание слова Картера:

"...однако в эпоху XVIII династии стали украшать только погребальную комнату, покрывая стены текстами, считавшимися особенно необходимыми для покойника [М. - т.е. в точности так, как в гробнице Тутанхамона]".

Тутмос III (1479-1425 гг. до н.э.). Общая длина гробницы - 76.11 м, площадь - 310.92 м², объём - 792.71 м³. Расписана не только погребальная камера, но и остальные помещения:

Аменхотеп II (1427-1400 гг. до н.э.) - планировка как у Тутмоса III. Стены расписаны иератическими текстами из "Книги Амдуат". Общая длина гробницы - 91.87 м, площадь - 362.85 м², объём - 852.21 м³.

Богато декорирован зал и прилегающие комнаты:

Тутмос IV (1400-1390 гг. до н.э.) - правил столько же, сколько и Тутанхамон, что не помешало ему построить гробницу длиной 105.73 метров, площадью 407.7 м² и объёмом 1062.36 м³. Своей планировкой гробница подобна гробницам предшественников, но отличается от них новшествами в отделке. Вместо приглушённых оттенков и подражания иератике входной колодец и передняя камера украшены изображениями фараона и божеств загробного мира. Погребальная камера не декорирована! Вероятно, собирались, но не успели.

Аменхотеп III (1390-1336 гг. до н.э.) - с именем этого фараона связаны одни из самых грандиозных сооружений Древнего Египта: храмы, дворцы, колоссы Мемнона и грандиозная гробница длиной 126.68 метров, площадью 554.92 м² и объёмом 1485.88 м³. Гробница, включая погребальную камеру, декорирована сценами из "Книги Амдуат" и фресками, изображающих Аменхотепа с богами:

Фрагмент росписи гробницы Аменхотепа III.

Эйе (1327-1323 гг. до н.э.) - несмотря на то, что правил всего 4 года после Тутанхамона, успел соорудить себе большую гробницу, протяжённостью 60.16 метров, площадью 212.22 м² и объёмом 618.26 м³. Открыта Бельцони в 1816 году, но почему-то не расчищалась вплоть до 1972 года. Особенность текстов гробницы - в них продолжают почитать бога Атона, однако наиболее известна тем, что росписью погребальной камеры удивительным образом похожа на ГТ. Причём время не пощадило фрески гробницы Эйе, а якобы более старшие в ГТ не имеют механических повреждений:

Неповреждённые фрески в ГТ - слева, справа - осыпавшиеся фрески гробницы Эйе.

Уникальная сохранность росписей ГТ не имеет аналогов.

Хоремхеб (1323-1295 гг. до н.э.). Гробница Хоремхеба поражает своими размерами: общая длина - 127.88 м, площадь - 472.61 м², объём - 1328.17 м³. Фрески гробницы считаются одной из жемчужин древнеегипетского искусства:

Фрески в колодце (в начале) гробницы Хоремхеба.

Однако, погребальная камера не закончена и оставлена как есть на момент смерти фараона:

Погребальная камера Хоремхеба.

Примеры гробниц фараонов, живших до и после Тутанхамона, демонстрируют, что ГТ ни в коей мере не вписывается в древнеегипетские погребальные стандарты - ни размерами, ни планировкой. Обязательные коридоры не только не прорублены, они даже не планировались: вместо сакрального подземного мира, куда должен был отправиться усопший фараон, построены обычные складские помещения. Кроме того, декорирование гробниц идёт вразрез с утверждением Картера об украшении только погребальной комнаты - судя по всему, её вообще расписывали в последнюю очередь, т.к. в ряде случаев оставлена частично или полностью без декора и текстов "Книги мёртвых" (Амдуат).

Гробница Тутанхамона поражена уникальными грибками, нигде более не встречающимися

Первым заговорил о таинственных грибках, разумеется, сам Говард Картер (Г.Картер, "Гробница Тутанхамона"):

"Поверхность стен покрыта маленькими коричневыми грибообразными наростами, зародыши которых, возможно, были занесены вместе со штукатуркой или с краской. Питательную среду для них создавала господствовавшая здесь сырость, выделявшаяся из штукатурки после того, как комната была запечатана."

О грибках сокрушались без малого сотню лет: в 2009 году Захи Хавасс снова жаловался в СМИ :

"Каждый раз, когда я смотрю на гробницу фараона, удивляюсь этим пятнам, происхождение которых не может объяснить ни один учёный."

Фрагмент фрески гробницы Тутанхамона, где отчётливо видны пятна.

В том же году ГТ закрыли на реставрацию, главной целью которой было выяснение природы происхождения пятен. Подрядчиком выступил Институт консервации Пола Гетти. Примерно через 2 года :

Вопросы были переадресованы микробиологу Ральфу Митчеллу из Гарвардского университета, и тот, наконец, разобрался с пятнами. Исследователи его группы взяли образцы штукатурки и краски со стен гробницы и провели их микробиологический и химический анализ. Выяснилось, что коричневый цвет пятнам придают меланины, продукты метаболизма грибков и некоторых бактерий, однако живых бактерий в образцах обнаружено не было. Как утверждают учёные, все они мертвы или, говоря по-научному, неактивны.

Больше того, изучив фотографии стен, сделанные 89 лет назад, исследователи увидели, что пятна с тех пор не изменились в размере. И хотя идентифицировать древние микроорганизмы ученым не удалось, они убедились в том, что пятна со временем не меняются и появились вскоре после захоронения знаменитого фараона-мальчика.

Эти пятна свидетельствуют о том, - говорит Митчелл, - что захоронение производилось в большой спешке.

Живых организмов в пятнах найти не удалось, следовательно пятна не росли, не было и грибковых наростов, о которых рассказывал Картер. Но каким образом появились сами пятна?

До недавнего времени цветные снимки фресок ГТ с высоким разрешением отсутствовали или были недоступны, а фотографии из каталога Говарда Картера для целей исследования непригодны. Но вышедший в 2008 году прекрасно исполненный фотоальбом "Treasures of the Pharaohs" (Delia Pemberton) разрешил эту проблему - его высококачественные снимки позволяют детально изучать фрески ГТ. Их увеличенные фрагменты выявили характерные дефекты: чёрная краска во многих местах расползлась:

Фрагменты фресок гробницы Тутанхамона. На профиле слева чёрная краска поплыла по контуру лица и вокруг глаз.

Это произошло из-за неверного подбора красок. Египтяне, тысячелетиями отрабатывавшие технологию изготовления фресок, таких промахов не допускали - разводы встречаются в единственном месте, в ГТ. И Говард Картер, рассказывая про грибковые наросты, которых в действительности не было, таким образом проговорился: "зародыши занесли вместе с краской". Такая краска известна - это экстракт гриба чаги, представляющий собой густую тёмно-коричневую жидкость. Картер надеялся, что в экстракте находятся грибковые зародыши, но их там не оказалось, о чём стало известно лишь после исследования Института Пола Гетти. Основной компонент экстракта, придающий ему характерный цвет, - меланин . Он понадобился, чтобы скрыть дефекты расползания чёрной краски на росписях ГТ - экстракт чаги попросту разбрызгали по стенам. И этот приём действительно сработал - учёные до сих пор оправдывают все встречающиеся несуразности в ГТ, включая пятна меланина на стенах, необыкновенной спешкой, выдуманной Картером. Кроме того, пятна создают видимость старения, без которого фрески выглядели бы как новые.

Мумия Тутанхамона в своём роде уникальна и не имеет аналогов среди мумий египетских царей

Два уровня смолы в черепе означают, что мумия дважды подвергалась бальзамированию. Это, безусловно, даёт ответ на вопрос о способе появления "мумии Тутанхамона": она была изготовлена из другой мумии простого смертного (не царского происхождения), которую нафаршировали сокровищами и поместили в золотой саркофаг, одев на неё золотую маску. Затем саркофаг с мумией наполнили бальзамирующей смолой и нагрели до высокой температуры, чтобы смола затвердела, создав видимость старения. Говард Картер в своей книге снова проговаривается:

"В своё время на золотой саркофаг было вылито около двух полных вёдер благовонной жидкости и столько же - на лежащее внутри его мёртвое тело."

Как можно узнать о консистенции бальзамирующего состава, его вязкости, количестве испарившихся фракций, если только не он собственноручно вылил 4 полных ведра благовоний?! При этом Картер перестарался с нагревом - возможно, спешил - и мумию сжёг, поэтому в книге ему пришлось жаловался на неумелых египтян:

"Чем больше продвигалась вперёд наша работа, тем очевиднее становилось, что и покров и сама мумия находятся в плачевном состоянии. Они полностью обуглились в результате воздействия жирных кислот, содержащихся в благовониях, которыми их пропитали."

Вид мумии, сожжённой Говардом Картером.

Обугливание "мумии Тутанхамона" следует добавить в вышеприведённый список аномалий под №7. Удивительно, однако, что версию Картера египтологи приняли за чистую монету и даже впоследствии развили до фантасмагоричной теории спонтанного самовозгорания . Их нисколько не смущает уникальность этого явления:

"Удивительное - почти сверхъестественное - открытие сделали британские учёные: антрополог Роберт Коннолли (Dr Robert Connolly) из Университете Ливерпуля (Liverpool University) - тот самый, который в 1968 году первым сделал рентген мумии Тутанхамона, и его коллега доктор Мэтью Понтинг (Dr Matthew Ponting). Они изучили образец, извлечённый из тела фараона, и пришли к выводу, что оно - тело, находясь уже в саркофаге, подверглось воздействию высокой температуры. Более 200 градусов . ... Откуда в саркофаге взялась высокая температура? Вряд ли, что его нагрели специально. С подобной практикой учёные ещё не сталкивались. Скорее всего, по их мнению, "кулинарный" жар был порождён химической реакцией, в которую вступили бальзамирующие вещества, матерчатые покровы и жировые ткани самого тела - при жизни фараон был весьма упитанным юношей. ... Коннолли и Понтинг полагают, что химическая реакция стала следствием некой ошибки при бальзамировании. Но какой? На этот счёт нет даже предположений. Учёные, кстати, не исключают, что фараон стал жертвой так называемого спонтанного самовозгорания человека (Spontaneous Human Combustion - SHC) или дьявольского пламени - загадочного явления, причины которого даже сегодня не до конца ясны." (выделено мной).

В связи с трагическими событиями, постигшими "мумию Тутанхамона" по воле Г.Картера, в частности термической карбонизацией, следует отметить, что в ней не может быть генетического материала, т.к. денатурация ДНК начинается при температуре около 70°C, а при температуре около 90°C ДНК полностью диссоциирует, не говоря уже о температуре свыше 200°C, до которой нагревался саркофаг вместе с мумией. Поэтому ДНК-анализы заведомо обречены либо на ошибочный результат, либо его отсутствие. Так, группа генетиков из швейцарского исследовательского центра iGENEA , изучив образцы ДНК, извлечённые из мумифицированных останков Тутанхамона, выяснила, что он якобы принадлежал к гаплогруппе R1b1a2 - наиболее типичной для Западной Европы. На самом же деле генетики обнаружили на мумии генетический материал, занесённый самими европейцами. Подобная контаминация образцов наиболее типична для такого рода исследований: получены результаты по генетическому материалу загрязнений, а ДНК "мумии Тутанхамона" обнаружить не удалось, следовательно популярные ныне рассказы о генетическом родстве кого-либо с Тутанхамоном лишены всяких оснований.

У гробницы Тутанхамона есть уникальная гробница-спутник, служившая в качестве подсобного помещения

В 2005 году группа американских археологов под руководством Отто Шадена сделала неожиданное открытие : в пяти метрах от ГТ находится шахта, уходящая в скальный массив. В феврале 2006 года выяснилось, что она ведёт к помещению, находящемуся на глубине 10 метров, которое сразу назвали гробницей и присвоили ей номер KV63, следующий за ГТ.

Отто Шаден перед проходом в KV63.

Однако при первом же осмотре стало понятно, что камера, имеющая размеры 4 на 5 метров, не предназначалась для захоронения, а использовалась в качестве хранилища и мастерской. В ней беспорядочно были сложены 7 саркофагов, набитых льняными бинтами и подушками, рядом были расставлены сосуды с натроном, смолами, битой керамикой, останками животных и людей. Учёные сделали вывод, что в этой камере производилось бальзамирование лишь одной мумии, при этом прямо указывают на мумию в ГТ:

"Учитывая расположение камеры, а также тот факт, что её вход был запечатан тем же аллювием, что и ГТ, кажется наиболее вероятным, что KV63 была основным тайником при бальзамировании Тутанхамона." (ibid.).

Одним из свидетельств такой связи послужил саркофаг №1 с изображением молодой женщины:

Попробуем отретушировать лицо и сравнить его с условным Тутанхамоном:

Слева - лицо на саркофаге №1 из KV63, справа - "маска Тутанхамона".

Разительное сходство не ускользнуло от глаз исследователей, но ему сразу придумали объяснение: это якобы Анхесенамон, сестра и одновременно жена Тутанхамона, т.е. царица-мать. Однако тому, что на женском саркофаге №1 отсутствовали символы принадлежности к царскому Дому, объяснения не нашлось. Как мы теперь понимаем, этот феномен находится в тесной связи с указанными ранее уникальными особенностями условного Тутанхамона: его мумия также имела не царское происхождение, соответственно царская символика, обнаруженная в ГТ, относилась не к фараону, а богине-матери.

Говоря о KV63, как о тайнике, в котором сохранились остатки бальзамирования Тутанхамона, учёные забывают, с чего началась эпопея с поисками Тутанхамона. Говард Картер подробно рассказывает об этом:

"Незадолго до окончания своих работ в Долине он [Теодор Дэвис - авт.] обнаружил в тайнике под скалой фаянсовый кубок, на котором было начертано имя Тутанхамона. Неподалёку от этого места он наткнулся на небольшое шахтовое погребение, где оказалась безымянная алебастровая статуэтка, ... а также сломанная деревянная шкатулка, в которой лежали обломки золотой пластинки с изображением и именами фараона Тутанхамона и его жены. На основании этих кусочков золотой пластинки Дэвис объявил, что им обнаружено погребение Тутанхамона . ... Немного восточнее этой могилы в первые годы своей работы Девис нашёл в неправильном по форме углублении, вырубленном в скале, склад запечатанных глиняных сосудов с иератическими надписями на плечиках. Когда их содержимое было наскоро осмотрено, оказалось, что оно в основном состоит из черепков посуды, полосок льняной ткани и прочих отбросов. ... Здесь были глиняные печати, некоторые с именем Тутанхамона, а другие - оттисками печати царского некрополя; обломки глиняных ваз с великолепной росписью; льняные головные повязки, на одной из которых начертана наиболее поздняя из известных дат правления Тутанхамона; цветочный венок из тех, что плакальщики надевали себе на шею во время похорон, и масса других самых разнообразных предметов. Все эти предметы, по-видимому, остались от похорон Тутанхамона: когда погребальная церемония окончилась, их собрали, уложили в сосуды и спрятали. " (выделено мной).

Из тайника, найденного Дэвисом.

Таким образом, тайник с предметами, оставшимися после похорон Тутанхамона, был найден Теодором Дэвисом ещё в начале 20-го века, следовательно KV63, обнаруженная спустя 100 лет, не может считаться хранилищем погребальной утвари Тутанхамона - там, очевидно, изготавливалась мумия, которую Картер выдал за царскую мумию Тутанхамона, сделав из неё самого знаменитого фараона.

К интересным особенностям KV63 можно отнести находившийся там 42-сантиметровый саркофаг из красного золота (золота с большим содержанием меди - свыше 50%):

Скрещённые на груди руки говорят о царском происхождении девочки-младенца, которой, тем не менее, внутри не оказалось. Очевидно, она была положена в ГТ и названа дочерью Тутанхамона.

(всего их было две).

Заключение

Если подсчитать, сколько раз в данной работе употреблялись слова "уникальный", "беспрецедентный" и "аномальный", то можно сделать вывод, что гробница Тутанхамона - это одно сплошное недоразумение. В действительности они являются эвфемизмами, прикрывающими сфальсифицированную Говардом Картером гробницу в Долине царей. Единственная его палочка-выручалочка, оказывающая на учёных гипнотическое действие - Тутанхамона хоронили в спешке - придумана им самим. Картер, безусловно, не мог действовать в одиночку - свой преступный промысел он вершил под эгидой египетских властей, у которых на волне повышенного интереса к Египту в мире разгорелся аппетит. Им удалось сотворить яркое, кричащее пошлостью шоу, привлекающее миллионы невзыскательных обывателей магическим сиянием золота и блеском драгоценных камней.

Но рано или поздно кто-то должен назвать вещи своими именами, ибо все перечисленные несуразности ГТ есть ничто иное, как доказательство самой грандиозной фальсификации за всю историю человечества.

© 2024 locusterra.ru -- ОхотаГуру - Информационный портал