Для кого был построен мавзолей в галикарнасе. Галикарнасский мавзолей: история сооружения и архитектура

Главная / Снаряжение

Мавзолей в Галикарнасе (Бодрум, Турция) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Впервые слово «мавзолей» употребили для обозначения места погребения карийского царя Мавсола в греческом городе Галикарнасе. Роскошная королевская гробница напоминала античный храм или дворец. Сегодня от величественного строения 4 века до н. э. остались только руины в центре Бодрума - турецкого курортного города, возникшего на месте античного Галикарнаса. В древности мавзолей входил в список Семи чудес света. Знание этого факта намного усиливает эффект от прогулки мимо массивных фундаментов и многочисленных каменных фрагментов.

Немного истории

Над строительством пирамидообразной гробницы Мавсола трудились лучшие архитекторы Греции. Рядом с масштабным сооружением был просторный двор, а само здание, стоящее на высоком фундаменте, украшали прекрасные барельефы и десятки скульптур древних богов (многие из них можно увидеть в Британском музее). Мавзолей не устоял перед мощным землетрясением 13 века, а из его остатков рыцари-госпитальеры построили замок Св. Петра .

Что посмотреть

Единственные «выжившие» античные элементы, которые можно увидеть на месте мавзолея - лестницы и погребальные камеры. Сохранились фрагменты входа в гробницу Мовсола с заграждающим его огромным гранитным камнем, дренажная система, отдельные участки стен и разломанные мраморные колонны. На территории раскопа много запутанных, напоминающих лабиринты ходов.

Сегодня в Турции активно обсуждают возможность восстановления Галикарнасского мавзолея в его первоначальном виде. Хотят отстроить и располагавшиеся поблизости крепостные стены и ипподром.

Поражает качество кладки - она идеально ровная, несмотря на солидный возраст. Кроме места, где стоял мавзолей, интересна и находящаяся здесь же небольшая экспозиция, где выставлены элементы убранства, рисунки, демонстрирующие трансформацию научных предположений о внешности гробницы. Есть и объемная уменьшенная копия мавзолея.

Практическая информация

Адрес: Бодрум, Tepecik Mahallesi, 48440.

Время работы: вторник-воскресенье 8:00-19:00, понедельник - выходной. Вход 10 TRY. Также можно купить единый билет за 30 TRY, дающий право посещения замка Св. Петра и музея подводной археологии . Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение. Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире . Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе.

Мавзолей в Галикарнасе: история создания и краткое описание

Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы - Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.

Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.

Статуя Колесницы с Мавсолом и Артемисией

Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола - злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса - битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.

Статуи Мавсола и Артемиссии

Мавзолей - слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.

Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.

Пятое классическое чудо света Древнего Мира в Галикарнассе. Галикарнас – столица небольшого Карийского государства, родина Геродота – «отца истории». Город был основан в 12 веке до н. э. дорийцами, во времена переселения греческих племен на побережье Малой Азии.

В настоящее время это небольшой порт Будрум в Турции. Описывая Галикарнас, историки древнего мира отмечали, что он был неприступным, хорошо укрепленным как со стороны эгейского моря, так и с суши. Был он очень богат, культурным по-гречески, роскошным по-персидски.

Улицы и площади города украшали беломраморные храмы, царский дворец, сады, театр. Возле храма Афродиты – Богини красоты и любви, бил фонтан. По поверью, вода в нем имела волшебные свойства.

О Мавсоле

Особого расцвета этот город достиг при Мавсоле и его супруге Артемисии. Мавсол был наместником Персидского царя в Галекарнассе в 377-353 г д. н. э. В одних источниках упоминается, что Мавсол был образованным человеком своего времени.

Он способствовал широкому распространению в Карии науки, Греческой философии, истории. Кроме того, он был известным строителем. Так, царский дворец был спроектирован и построен по его проекту.

Новаторство в строительстве этого дворца состояло в том, что стены его, сложенные из кирпича-сырца, были покрыты штукатуркой с зеркально отшлифованной поверхностью.

В других же источниках описано, что Мавсол был властным, хитрым, жестоким правителем. Он вводил один за другим, чрезмерные налоги. За время своего правления присоединил к Карии близлежащие области и острова. Все это позволило ему накопить огромные богатства и, следовательно, построить себе гробницу.

Устройство и архитектурное оформление Галикарнасского мавзолея

В центре главной улицы Галикарнасса стоял музей – усыпальница Мавсола. Это мемориальное сооружение, по утверждению древних авторов представляло прославление великой, безграничной любви Мавсола и Артемисии, сохранившееся в народной памяти. Строительство его началось еще при жизни Мавсола.

Витрувий писал, что проектировалась и строилась гробница мавсола архитекторами Пифием и Сатиром – лучшими представителями эпохи наивысшего рассвета Греческой архитектуры. Архитектурное же оформление – Пракситель, Скопас, Леохард и Бриаксид. Величайшее мастерство этих архитекторов и скульпторов принесло мавзолею в Галикарнасе мировую славу.

Галикарнасский мавзолей – трёхъярусное сооружение, в плане – несколько вытянутый прямоугольник, размер которого 66,0*77,5 м; периметр основания 143,35 м, общая высота 49-50 м. Фундамент мавзолея – огромный пьедестал, был сложен из кирпича-сырца и облицован мраморными плитами. Для его строительства использовали 44,5 млн. стандартных кирпичей.

Первый ярус мавзолея – высокий подий, где размещался заупокойный храм. В нем находились гробницы Мавсола и Артемисии. Площадь храма составляла 5000 м2, высота достигала 20 м. Кладка стен первого яруса была выполнена из прямоугольных квадров. Они были сложены «насухо», горизонтальными рядами, а также чередованием тычковых и ложковых рядов.

На площадке над первым ярусом располагалась стройная мраморная колоннада из 36 колонн. Высота колонн – 13,125 м. Она и образовывала второй ярус мавзолея. Между этими колоннами стояли статуи так же выполненные из мрамора. Здесь хранились жертвоприношения.

Третий ярус – ступенчатая пирамида – мраморная крыша мавзолея. Венчала это сооружение скульптурная группа: в квадриге стояли огромные мраморные статуи Мавсола и Артемисии (квадрига – это двухколесная античная колесница, в которую запрягали четверо в один ряд, лошадей)

Это символизировало четыре стихии (огонь, воду, воздух и землю). Квадригой правил возница стоя. Скульптурные группы квадриги в античные времена Греции и Рима, часто украшали различные сооружения. Окружали мавзолей мраморные статуи львов и скачущих всадников.

Это грандиозное сооружение опоясывали три ленты скульптурного фриза. Фриз высотой до 1 м, был выполнен из мрамора, окрашенного в темно-синий цвет. Ученые исследователи считают, что рельефы фриза, в которых изображены кентавромахия, амазономахия, состязания на колесницах – выполнены Скопосом, Леохаром, Бриаксидом, Проксителем.

Амазономахия – ожесточенная борьба греков с амазонками – легендарными воительницами. Очень выразителен рельеф: могучий воин, прикрываясь щитом, наносит удар по стройной, прекрасной, раненной амазонке. Она упала, но, опираясь о землю слабеющей рукой, еще пытается отразить удар грека.

Рельефные фигуры фриза были окрашены в оранжево-красные тона. Некоторые детали вооружения выполнены из позолоченной бронзы. Интересно, что впервые в греческой архитектуре именно в этом сооружении сочетались элементы всех трех ордеров: дорического, ионического, коринфского.

Так, нижний этаж поддерживали 15 дорических колонн. В верхнем этаже внутренние колонны – коринфские, внешние – ионические. Таким образом, в архитектуре Галикорнаского музея соединились традиции архитектур и Греции, и Востока: Малоазийский высокий подий, элементы трех знаменитых ордеров и ступенчатая пирамида – классическая Восточная кровля.

О царице Артемисии

В записях древних авторов упоминается о великой любви Артемисии – родной сестры и супруги – к Масолу. Так, римский историк Авл Геллий писал, что царица «питала к своему супругу необыкновенную любовь, любовь, не поддающуюся описанию, любовь беспримерную в летописях мира». И, когда в 353 г д. н. э. умер Мавсол, по приказу Артемисии его тело было сожжено на костре и организованы пышные похороны.

С печалью, и великой скорбью по ушедшему в небытие мужу, Артемисия растерла в порошок его сгоревшие кости. Смешав их с духами и залив водой, выпила. Всю оставшуюся жизнь Артемисия посвятила дальнейшему строительству музея – памятнику своей безграничной любви к супругу. А также, продолжала осуществлять замыслы мавсола по укреплению и развитию Галикарнаса.

Но, великая скорбь по супругу, приблизила ее кончину. В 350 г д. н. э. ее не стало. И она не успела закончить строительство музея. В одних источниках сказано, что Мавсол и Артемисия были бездетны. Согласно легенде, строительство мавзолея завершил Александр Македонский.

Но по хронологии, это не совпадает. В других источниках упоминается, что у них был сын, который, после смерти Артемисии, продолжил работы по строительству и оформлению мавзолея. Но и он не успел завершить его строительство. Это выполнил их внук.

Заключение

Мавзолей в Галикарнасе простоял 19 веков. В 12 в н. э., он был еще в хорошем состоянии. В 13 в н. э. он разрушился в результате нескольких землетрясений. В 1404 г родосские рыцари, на месте разрушенного мавзолея, начали строить замок-крепость Святого Петра. Для чего использовали камни, остатки рельефов и статуй мавзолея.

Но, в 1522 г они оставили крепость, которая вскоре и сама разрушилась. В 1856-1859 г, английский археолог Ч. Ньютон, который проводил раскопки на месте мавзолея, нашел много фрагментов скульптур. С 1846 г Британский музей в Лондоне начал приобретать все то, что было найдено от разрушенного мавзолея. А это:

  • плиты с рельефами, изображающие сцены амазономахии и кентавромахии;
  • фрагменты двух коней, высота которых около 3,5 м (один из них с бронзовой уздечкой);
  • мужская фигура, высотой 3,03 м, собранная из 74 фрагментов. Лицо мужчины восточного типа, обрамлено длинными волосами.

Насчет последнего пункта – предполагают, что это статуя Мавсола, а рядом должна была стоять фигура Артемисии. Некоторые исследователи считают, что были обе эти фигуры выполненные из паросского мрамора, стояли не на колеснице, а у подножья мавзолея.

Позднее, в память о Галикарнасском мавзолее, подобные мемориальные погребальные сооружения стали называть «мавзолеями» (от имени Мавсол). Например, известны:

  • мавзолей Ленина в Москве (Россия);
  • мавзолей Мао-Дзе-Дуна в Пекине (Китай);
  • мавзолей Димитрова в Софии (Болгария).

И, таким образом, в словари многих народов мира вошло название «Мавзолей», как память о великой любви Артемисии и Мавсола.

Семь чудес света - эти слова прочно вошли в обиход повседневной жизни. Их употребляют, когда хотят подчеркнуть выдающиеся достоинства либо произведения искусства, либо грандиозного сооружения, либо научного открытия. Чаще других к числу семи чудес света древние авторы относили:

  • (Египет)
  • (г. Вавилон)
  • (г. Эфес)
  • (г. Олимпия)
  • (г. Геликарнас)
  • (о. Родос)
  • (г. Александрия)
  • Семью чудесами света считаются творения, которые своими техническим или художественным совершенством вызывали восхищение людей прошлых веков. В энциклопедиях указано, что впервые чудеса света, ограничив семью, классифицировал и описал Филон.

    (351 г. до н. э.)
    был современником второго храма Артемиды. Более того, одни и те же мастера принимали участие в строительстве и украшении их. Лучшие мастера того времени.
    Формально говоря, этот мавзолей также памятник любви, как Вавилонские сады или индийский Тадж-Махал. Но если мидийская царевна вряд ли могла принести вред человечеству, даже если бы и хотела, и приятнее всем думать, что она была мила, добра и достойна такого памятника, то в отношении Мавсола давно уже возникали тяжкие подозрения. Проспер Мериме, говоря о Галикарнасе, столице Карии, славном городе, знаменитом тем, что там родился Геродот, писал: "Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь свое стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог... Он ввёл налог на волосы. Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется, почему гробница Мавсола была причислена последними к семи чудесам света".
    Но в Карии был всё-таки один человек, любивший царя, - его родная сестра и жена (нередкий обычай - также бывало в древнем Египте) Артемиссия. И когда процарствовав двадцать четыре года, Мавсол умер, Артемиссия была убита горем.
    "Говорят, что Артемиссия питала к своему супругу необыкновенную любовь, - писал Авл Геллий, - любовь, не поддающуюся описанию, любовь беспримерную в летописях мира... Когда он умер, Артемиссия, обнимая труп и проливая над ним слёзы, приказала перенести его с невероятной торжественностью в гробницу, где он и был сожжён. В порыве величайшей горести Артемиссия приказала затем смешать пепел с благовониями и истолочь в порошок, порошок этот затем высыпала в чашу с водой и выпила. Кроме того, её пламенная любовь к усопшему выразилась ещё иначе. Не считаясь ни с какими издержками, она воздвигла в память своего покойного супруга замечательную гробницу, которая была причислена к семи чудесам света".
    Очевидно, римский историк не совсем точен. Дело в том, что Артемиссия умерла через два года после Мавсола. Последние месяцы её царствования прошли в непрерывных войнах, где она показала себя отличной военачальницей и, несмотря на сложность положения маленькой Карии, окружённой врагами, смогла сохранить царство мужа. В то же время известно, что Александр Македонский спустя двадцать лет после смерти Мавсола, ознаменовавшихся в Карии отчаянной борьбой за власть, смутой и дворцовыми переворотами, осматривал мавзолей готовым и полностью украшенным. Вернее предположить, что мавзолей начали строить ещё при жизни Мавсола и Артемиссия лишь завершила его. Ведь сооружение такого масштаба должно было занять несколько лет.
    В отличие от храма Артемиды Эфесской и других подобных зданий Малой Азии Галикарнасский мавзолей, сохраняя во многом греческие традиции и строительные приёмы, несёт в себе явное влияние восточной архитектуры - прототипов ему в греческой архитектуре нет, зато последователей у мавзолея оказалось множество: подобного рода сооружения впоследствии возводились в разных районах Ближнего Востока.
    Архитекторы построили усыпальницу галикарнасскому тирану в виде почти квадратного здания, первый этаж которого был собственно усыпальницей Мавсола и Артемиссии. Снаружи эта громадная погребальная камера, площадью 5000 квадратных метров и высотой около 20 метров, была обложена плитами белого мрамора, отёсанными и отполированными на персидский манер. По верху первого этажа шёл фриз - битва эллинов с амазонками - "Амазономахия" работы великого Скопаса. Кроме Скопаса там работали, по словам Плиния, Леохар, Бриаксид и Тимофей. Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения, крышей же мавзолея служила пирамида, увенчанная мраморной квадригой: в колеснице, запряжённой четвёркой коней, стояли статуи Мавсола и Артемиссии. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников.
    Мавзолей знаменовал собой закат классического греческого искусства. Очевидно, он был слишком богат и торжественен, чтобы стать по-настоящему красивым. Даже на рисунках-реконструкциях он кажется таким же тяжёлым и статичным, как персидские гробницы, - в нём больше Востока, чем Греции. Возможно, виной тому пирамида, возможно, глухие высокие стены нижнего этажа. Впервые в греческом искусстве были объединены все три знаменитых ордера. Нижний этаж поддерживался пятнадцатью дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими.

    Плиний утверждает, что мавзолей достигал в высоту ста двадцати пяти локтей, то есть шестидесяти метров, другие авторы дают либо большие либо меньшие цифры.
    Мавзолей стоял в центре города, спускавшегося к морю. Поэтому с моря он был виден издалека и выгодно смотрелся рядом с другими храмами Галикарнаса - колоссальным святилищем Ареса, храмами Афродиты и Гермеса, которые стояли выше, на холме, по сторонам мавзолея.
    По всему античному миру строились копии и подражания мавзолею в Галикарнасе, но, как и положено копиям, они были менее удачны и поэтому вскоре забыты. Он стал так знаменит, что римляне называли мавзолеями все крупные усыпальницы. Построен мавзолей был столь прочно, что, хотя и обветшал, простоял почти две тысячи лет. А о том, как мавзолей погиб, известно из хроники историка позднего средневековья, где говорится о последних днях ордена иоаннитов на острове Родос.
    "В 1522 году, когда султан Сулейман готовился к нападению на родосцев, великий магистр ввиду предупреждения опасности послал нескольких рыцарей, чтобы привести в порядок укрепления и насколько возможно воспрепятствовать высадке неприятеля. Прибыв в Мезину (так именовался тогда Галикарнас), рыцари тут же принялись за укрепление замка. За неимением подходящих материалов они воспользовались мраморными плитами и глыбами, из которых состояла древняя, полуразрушенная постройка вблизи гавани. Снимая глыбу за глыбой, они спустя несколько дней добрались до какой-то пещеры. Они увидели прекрасную четырёхугольную залу, украшенную мраморными колоннами, карнизами и различными орнаментами. Промежутки между колоннами были заполнены украшениями из различных мраморов, по стенам и на потолке виднелись мраморные же рельефы, изображавшие различные сцены и даже целые сражения. Подивившись всему этому, рыцари, однако, воспользовались и этим материалом, так же как наружными глыбами. За этой залой они нашли ещё другую, меньшую, в которую вела низенькая дверь. В этой зале они увидели четырёхугольный мраморный надгробный памятник со стоящей на нём урною. Памятник этот был сделан очень искусно из белого мрамора, дивно светившегося в темноте. Вошедшие рыцари не имели возможности оставаться там дольше, так как в это время ударил призывный колокол. Вернувшись на другой день, они увидели памятник разрушенным и могилу открытой. На земле были разбросаны кусочки золотой парчи и золотые пластинки. Это заставило их предположить, что пираты, сновавшие у побережья, ночью проникли туда и нашли много драгоценностей..."
    Так до нас дошло единственное достоверное описание погребального зала мавзолея, сделанного со слов археологов "наоборот" - последних, кто видел мавзолей стоящим, и сделавших все, чтобы от памятника ничего не осталось.
    В середине XIX века путешественники по Малой Азии обращали внимание на то, что стены турецкой крепости Будрун, перестроенной из ионнитского замка святого Петра, сложены не столько из каменных глыб, сколько из мрамора. Это неудивительно: остатки античных городов всегда служили строительным материалом сначала византийцам, а потом арабам и туркам. Но уж очень красивы и необычны были мраморные плиты стен Будруна: неизвестный гений населил их барельефы неистовыми людьми и богами.
    Когда слухи об этом дошли до английского посла в Турции, он приехал в Будрун и после долгих переговоров и множества взяток купил разрешение выломать из стен двенадцать плит и перевезти их в Британский музей. Английские учёные по сохранившимся описаниям и отзывам современников вскоре догадались, что перед ними часть знаменитого фриза Скопаса - "Амазономахии".
    Убедившись в том, что Галикарнасский музей надо искать в Будруне, сэр Ньютон, хранитель Британского музея, поспешил туда. Первое, что он увидел, высадившись на берег, были два мраморных льва, вставленные в стену крепости мордами к морю. Львы тоже были когда-то позаимствованы крестоносцами для военного строительства. Ньютон не тратил времени даром. Он облазил всю крепость, отыскивая и определяя "ворованные" плиты и статуи. В ожидании, как всегда нескорого, разрешения на изъятие плит он начал искать то место, где когда-то стоял мавзолей, который должен был находиться недалеко от крепости. Иначе бы ионнитам не было смысла таскать оттуда плиты и глыбы.
    За девять месяцев, проведенных в Будруне, Ньютон отыскал обломки мавзолея, а под слоем земли и мусора - ещё четыре плиты Скопаса. Когда же раскопки подходили к концу, обнаружили самую главную находку - расколотые на множество частей двухметровые статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие прежде в колеснице, на верху мавзолея, и разрешавшую все сомнения почти целую мраморную лошадиную голову почти в метр длиной, с бронзовой позолоченной уздечкой и подвесками - украшениями. Удивительно то, что голова оказалась деформированной. Ньютон догадался, что лошади, запряжённые в колесницу карийских монархов, стояли на шестидесятиметровой высоте. Этим-то и объяснялась несоразмерность: на лошадей следовало смотреть издали и снизу.

    Последние оценки: 5 4

    Гробница правителя Мавсола или Галикарнасский Мавзолей – одно из семи чудес древнего света, была построена в 4 веке до н.э. Карийский царь Мавсол решил увековечить свое имя. Монументальное сооружение величественным видом напоминало потомкам об имени и славе древнего правителя.

    • Адрес: Tepecik Bodrum/Muğla Province, Turkey
    • Время работы: 10:00-16:00
    • Сезонность: круглый год
    • Телефон: +90 252 316 12 19
    • Местоположение: Показать на карте

    Галикарнасский Мавзолей - Гробница правителя Мавсола, одно из семи чудес древнего света, был построен в 4 веке до н.э. Строительство монументального сооружения было начато карийским царём Мавсолом (правил в 377-353 г.г. до н.э.) и завершено его женой Артемисией уже после смерти царя. Мавзолей, который был одновременно гробницей и храмом, прославил город Галикарнас на юго-западе Малой Азии.

    В Мавзолее выделялось три уровня. Основой всего здания был пьедестал из камня и мрамора. Первый ярус представлял собой массивные стены из камня, облицованные мрамором. На втором уровне возвышался храм с 36-ю колоннами. Колонны подпирали третий уровень - крышу в виде пирамиды с двадцатью четырьмя ступенями. На самой вершине пирамиды располагались скульптуры царя и царицы в колеснице, запряжённой четырьмя конями. Вокруг постройки находились статуи всадников и львов. Общая высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы составляла 46 метров. Грандиозный Мавзолей простоял 19 веков и рухнул в 13-м столетии н.э. от сильного землетрясения.

    Красота строения завораживала современников непревзойдённым совершенством его художественного оформления. Внешние стены Мавзолея были украшены мраморными плитами со сценами греческого эпоса. Украшением стен занимались четыре разных автора. Над восточной частью трудился Скопас. Он выбрал тему Битвы с амазонками. Северная часть была украшена Бриоксидом – он взял тему Битвы кентавров с лапифами и подвиги Тесея. Западную украшал Леохар, придворный скульптор Филиппа и Александра Македонских. Самая знаменитая его статуя Аполлон Бельведерский считается совершенством античного искусства. Южную часть украшал Тимофей. Фриз был выполнен из малоазийского крупнозернистого белоснежного мрамора с голубыми прожилками. Фриз раскрашивался. Его фон был тёмно-синим. Амазонки и греки были подкрашены красноватым охристом, а детали вооружения исполнены в бронзовом цвете. Мечи, наконечники копий, уздечки были из позолоченной бронзы и выглядели очень эффектно.

    В 334 году в Галикарнас приходит Александр Македонский, который созерцал этот прекрасный памятник. Когда Галикарнас оказался во владениях Рима и римляне вошли в город, они были настолько потрясены Мавзолеем, что с тех пор все монументальные усыпальницы стали называть мавзолеями.

    Позже развалины Мавзолея использовались рыцарями Иоаннитами (Госпитальерами) для постройки Замка-Крепости Святого Петра. В 1404 году рыцари ордена Святого Иоанна, которые утвердились на Родосе, начали возводить Крепость Святого Петра в Бодруме. От латинского слова «Петрониум» и происходит турецкое название города Бодрум. Иоанниты или госпитальеры – члены духовного рыцарского ордена, основанного в Палестине крестоносцами в начале 12-го века, активно участвовали в крестовых походах против мусульманских государств.

    Германский рыцарь и архитектор Шлегельгольд оставил свидетельство того, как рыцари окончательно разрушили Мавзолей:

    «Мы искали камень для изготовления строительных блоков. На одном из ближайших полей мы обнаружили уходящие в землю каменные ступени. Начали копать. Вынув камни из земли, спустились глубже и оказались в помещении, окружённом мраморными колоннами. В нём всё было украшено разнообразными рельефными и орнаментальными изображениями. Поскольку наступил вечер, было решено прервать работу и возобновить её на следующий день. Вернувшись утром, мы увидели, что саркофаг вскрыт и вокруг него разбросаны куски позолоченной ткани…» При возведении стен Крепости изящные ионические колонны, мраморные плиты из Мавзолея с изображениями батальных сцен были использованы в качестве строительного материала. Изображения на некоторых плитах стёрли и поверх них были выгравированы рыцарские гербы… Даже сегодня на стенах Крепости видны фрагменты Мавзолея.

    В 1875 году сэр Чарльз Ньютон провёл в Бодруме раскопки Галикарнасского Мавзолея, в ходе которых были обнаружили многочисленные фризовые плиты, статуи Мавсола и Артемисии, скульптурные изображения больших львов… Были обнаружены и отправлены в Англию. Журналист и писатель, печатавшийся под псевдонимом «Рыбак из Галикарнаса», написал гневное письмо английской королеве и потребовал возвращения сокровищ из Мавзолея в Бодрум. Он привёл много аргументов, в том числе и такой: «Высокую художественную ценность нельзя оценить в лондонском смоге под постоянно серым небом». В ответном послании было написано следующее: «Спасибо за пожелания и предложения, потолок в зале, где находятся находки из Мавзолея, покрасили в ярко-голубой цвет».

    Часы работы: ежедневно, с 08-30 до 16-30.

    © 2024 locusterra.ru -- ОхотаГуру - Информационный портал